Думки

Ахмед и Милан. Уроки балканского конфликта и Украина

5 Жовтня 2015 18:54
Игорь СОЛОМАДИН

Ахмед и Милан жили по соседству в одной боснийской деревне. Когда началась война, православный серб Милан и боснийский мусульманин Ахмед оказались в разных окопах, друг напротив друга. Часто их ночные дежурства совпадали. Тогда Милан, когда хотел спать, кричал через линию фронта: Эй, Ахмед, ты здесь? Это Милан. Я собираюсь спать. Ты меня слышишь?


- Слышу, Милан, – отвечал Ахмед. Я тебя понял. 


И всю ночь никто ни в кого не стрелял. 


Сербский капитан, командир отряда, в котором служил Милан, удивлялся: 


– Милан, когда ты дежуришь, всегда ночью тихо, нет никакой стрельбы. 


То же самое происходило и с Ахмедом. Вот так воевали Ахмед с Миланом. 
Об этом нам рассказал 1 октября Томас Бремер, уже после своей лекции, когда мы обсуждали события в Украине. Один из наших собеседников рассказал такую историю: «Год назад в Волновахе попали на День рождения одного командира батареи. В тот раз  была тишина. По ту сторону таким же комбатом был его одногруппник по советскому артучилищу. Договорились».   


Балканский  конфликт вовсе не похож на то, что происходит у нас в Украине. Но, все же, некоторые общие для всех подобных конфликтов черты, можно найти. 


Например, что касается разного отношения к исторической памяти. Хорваты очень уважают своего кардинала  Алойзие  Степинаца, которого считают святым. Сербы же считают его преступником. 


"Мы страдали, нас обманули – утверждает одна из сторон конфликта. Но нет понимания, что и другая сторона страдала. 


Характерная черта балканского конфликта – отождествление нации с религиозной принадлежностью. Если ты хорват – значит, ты католик. Если серб – православный; если босниец – мусульманин. У боснийцев даже возникло такое понятие, как "европейский ислам". 


Томас Бремер (на фото) предложил некоторые идеи, которые могут способствовать преодолению конфликтных отношений между враждовавшими сторонами.
- Нужно больше думать и говорить о своих ошибках и недостатках.

Замечу, что эта черта очень характерна для послевоенной Германии и широко распространена не только среди немецких интеллектуалов.
- Критически испытывать видение истории, как выразился Томас. 
- Расширять контакты и обмен. Живой пример по теме лекции – посещение храмов других конфессий, когда это возможно.
- Задавать себе вопрос: Что значит для нас, например, католиков (Томас – католик), присутствие других – ислама, православия, протестантизма? 


В Югославии произошло уникальное событие – православный патриарх и католический кардинал обратились с призывом к миру. Увы, мы пока что даже и представить себе не можем, чтобы патриархи Кирилл и, скажем, Филарет, вот так вместе призвали православных на Донбассе прекратить войну.

Линия разлома в нашем украинском конфликте проходит не по религиозному или этническому признаку. С обеих сторон есть люди, крещенные в церкви Московского патриархата. Это создает также и трагический внутренний конфликт у людей, прихожан УПЦ МП, которые являются патриотами Украины и не могут смириться с тем, что их церковь призывает к войне. Такие вопросы и высказывания звучали в аудитории – одна из прихожанок УПЦ МП  искренне выразила свое несогласие с позицией священников своей церкви.


Томас Бремер оказался на редкость живым, интересным собеседником. Он настоящий подвижник – прилетел всего на один вечер в Харьков из Берлина, чтобы поделиться своим опытом и видением разрешения острых конфликтов в современной Европе.  Он прекрасно говорит по-русски, знает и другие славянские языки. Томас много времени провел в странах бывшей Югославии, во время жестокого конфликта, который унес десятки тысяч жизней православных сербов, католиков-хорватов, боснийских мусульман…


Я не мог удержаться и не задать Томасу вопрос о его отношении к волне беженцев из исламских стран в Европу, в частности, в Германию. Томас ответил, что, хотя среди немцев нет единодушия по этому вопросу, все-таки, большинство, и он в том числе, считает, что Германия сможет не только пережить эту волну, но даже будет иметь положительные результаты, как для самих беженцев, так и для развития Германии.


Встреча проходила в рамках Украинско-немецкого проекта "Культура диалога – Разрешение конфликтов – Примирение" при поддержке МИД ФРГ. Впереди еще много чего интересного, не пропустите!

Томас Бремер (р. в 1957 г.) – римо-католический богослов, работает в Институте экуменизма и исследования мира Мюнстерского университета. Европы. Редактор журнала "Теологическое ревю" (Theologische Revue) Создатель журнала Una Sancta –теологические встречи.
В центре исследовательских интересов – православные церкви Восточной Европы.

Автор книг: Крест и Кремль: малая история православной церкви в России (Herder, Freiburg (Breisgau) u. a. 2007); Малая история религии в Югославии. Царство – Коммунизм – Война (Нerder, Freiburg (Breisgau) u. a. 2003.

Издатель книги: Религия и нация. Положение церквей в Украине (Тексты по духовной истории Восточной Европы. Том. 27). Harrassowitz, Wiesbaden 2003.


Якщо ви помітили орфографічну помилку в тексті, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

ТОП-новини
Останні новини
усі новини
Gambling