Вчера, 2 сентября, перед своими первыми уроками истории в начавшемся учебном году, решил ввести такое новшество – "фраза дня". Долго ничего подходящего не приходило в голову. И уже в контексте первого урока вдруг вспомнилось:
«Дураки говорят, что они учатся на собственном опыте, я предпочитаю учиться на опыте других» – Отто фон Бисмарк.
Сегодня, как обычно, просматриваю прессу и наталкиваюсь на статью в «Вашингтон пост», в которой говорится – «Намеренно, или нет, Белый дом и НАТО посылают Путину мессидж, что Украина может быть принесена в жертву» – автор статьи призывает не допустить этого.
Начинаю думать над сегодняшней фразой дня – ведь день-то особенный –
3 сентября 1939 года, ровно 75 лет назад, Франция и Великобритания объявили войну Германии. Именно в этот день –3 сентября, германо-польская война стала войной Мировой.
Мой профессор в университете любил подлавливать студентов на этом, подчеркивая, что 1 сентября Германия напала только на Польшу и мировой еще не стала. В этот день Гитлер, надев военный мундир, выступил в Рейхстаге, говоря об инциденте в Гляйвице, о "польской агрессии" и тщательно избегая в своей речи слова "война" – он все еще надеялся, что случится второй "Мюнхен".
Не случился…
Формально мой университетский профессор, конечно прав. Но во всем мире именно день нападения Германии на Польшу и принято считать началом ВМВ. Франция и Великобритания могли бы и "отмазаться" и не объявлять Германии войну. Проявить, скажем, "глубокую обеспокоенность" и начать уговаривать Польшу не оказывать сопротивление, чтобы "не допустить ненужного кровопролития".
Но Гитлер к этому времени уже так достал, и уже столько было сделано для его "умиротворения", что терпение рухнуло. Слова Черчилля, произнесенные почти за год до начала ВМВ, 3 октября 1938 года, – "Великобритании был предложен выбор между войной и бесчестием. Она выбрала бесчестие и получит войну", – оказались пророческими.
И началось…
Теперь, конечно, можно рассуждать о том, что катастрофу можно было бы и предотвратить, но не путем умиротворения, а, как говорил поэт – «Нет, товарищи, за оружие браться нужно, только более решительно и энергично!» Однако, как любят говорить историки, «история не имеет сослагательного наклонения». Да, не имеет. А ее уроки по-прежнему остаются невыученными.