Все чаще приходится слышать : «Ничего не изменилось».
В понедельник, наступивший после бегства Януковича из страны, очень много служащих правительственного квартала шли на работу, повязав на свои портфели и сумки новенькие желто-голубые ленточки. Вот так в один миг люди, смотревшие на людей с Майдана с ненавистью и презрением, люди, которые брезгливо морщились, когда мы заходили в лифт, пропахшие дымом и бросавшие нам в спину: «Когда уже вас всех разгонят, надоели», вдруг стали «патриотами».
Но повязать ленточку – это совсем не значит измениться. Они и не изменились. Не изменились их убеждения, стиль работы. Не изменилось в них и главное – они по-прежнему в общей массе не любят людей и не считают, что они должны служить им. Они просто повязали ленточки.
Раз в них ничего не изменилось, если многие чиновники на местах живут в ожидании сладостного реванша, как же начнутся изменения в стране?
Несмотря на то, что многие ключевые посты заняли выдвиженцы Майдана, практически все, особенно в регионах, остается по-старому. Почему?
Хочу рассказать вам одну историю. Историю о всесильности бездушия так называемого «среднего звена» управленцев, очень верно, на мой взгляд, характеризующую то, что происходит.
Практически год назад, в июне 2013, мы познакомились с двумя славными парнями. Леонид и Володя с особенными потребностями, они – не такие, как все. Не хочу здесь упоминать об их диагнозе, просто скажу, что они в свои тридцать в умственном развитии соответствуют подросткам. От одного родители отказались еще в роддоме, родителей второго лишили родительских прав, когда ему было 5 лет.
С тех пор они живут, уповая на милость государства в лице этих самых чиновников. Тех, кто быстро после смены повязал желто-голубые ленточки на портфелях и суетливо спрятал в пыльный чулан портрет Януковича до «лучших» времен.
Сначала ребята жили в специальном доме-интернате, потом учились в Житомирском профессиональном училище-интернате в Харьковской области.
После окончания от них отказались еще раз, на этот раз их бросили чиновники. Мы очень просили господ Добкина и Кернеса помочь Володе и Леониду, принять участие в их судьбе. «В области нет мест для их работы и жизни», – приходили множественные отписки с резолюциями чиновников. Обращались к бывшему губернатору Житомирщины – тоже резкий отказ.
Ребятам негде было жить, их никто не брал на работу, и если бы не помощь директора училища, позволившего им иметь крышу над головой в виде крохотной комнатки в общежитии, им пришлось бы жить на улице.
Когда после Майдана был назначен новый глава Житомирской обладминистрации – связались с ним и лично ему рассказали о проблеме. Он дал указание своим подчиненным помочь, оформил поручение письменно. Мы воспряли духом , потому что вся наша команда успела полюбить ребят и очень переживала за них.
Полтора месяца чиновники под надуманными предлогами саботировали распоряжение губернатора. Нет, никто из них не рискнул отказать прямо. Они просто заставляли приносить какие-то не существующие справки, футболили моих помощников от ведомства к ведомству, рассказывали о внезапно возникших трудностях… Они даже милостиво предоставили «работу» кровельщиками двум людям, которые и по земле перемещаются с трудом. Все вроде бы работали, но при этом проблема не решалась.
Пришлось снова переговорить с губернатором Кизиным. Он дал номер своего мобильного ребятам, и сейчас вроде бы все устроилось – им дали комнаты в общежитии. Предоставили и работу на кондитерской фабрике. Мы очень благодарны Сидору Васильевичу за человечность и за то, что он в этом небольшом, в общем-то, эпизоде, показал, чем новая власть отличается от старой. Но ему пришлось лично заниматься судьбой Володи и Леонида. Никто из многочисленного штата подчиненных ему чиновников , ни один из его помощников – это пресловутое «среднее звено», работать по-новому не хочет.
Подчеркиваю – вроде бы вопрос решили. Но мы не знаем, что еще придумают саботажники, которых новый губернатор заставляет отклониться от прямой и ясной для них тропы бездушности.
Случаев, подобных истории с Володей и Леонидом, не счесть. Точно так же поступают практически все чиновники среднего и низшего звена – они тупо, – сознательно или бессознательно, – работают на снижение эффективности процесса управления, разрыв управленческих связей, и десять новых менеджеров не могут в короткий срок победить десятки тысяч саботажников.
Потому мы ощущаем на каждом шагу, что «все осталось по-старому».
Система прогнила – это понимают все. Мы должны пройти через люстрацию – все государственные служащие.
Те, кто не хочет и не может принять тот факт, что общество изменилось и намного опережает в своем развитии то, что мы по привычке зовем государством, должны уйти. На их место придут новые люди. Люди, у которых будут не просто «новые лица». Люди, которые думают и действуют по-новому. Пусть их будет в разы меньше. Уверяю, для общества это не станет невосполнимой потерей. Те, кто работают сегодня – угрожающе малоэффективны. Для того, чтобы такой чиновник осуществил свою функцию, например, контрольную проверку, государство тратит ежегодно 24,7 млрд. грн. Одна проверка обходится бюджету в 16 тыс.грн.. А знаете, какова отдача ? Одна проверка в среднем приносит в государственную казну 180 грн.!
Резерв есть, и немалый. И финансовый, и интеллектуальный.
Неужели мы окажемся слабее, чем чиновник, повязавший в день падения Януковича на лацкан желто-голубую ленточку? Вчера в ЗН Владимир Дубровский – замечательный эксперт и большая умница, написал, что гражданское общество – это единственная сила, против которой бессилен режим прошлого, осколками которого и являются чиновники-саботажники. И это правда.
Мы всегда побеждаем, если мы – все вместе.
Если не сдаемся и не опускаем руки. Если не прощаем предательства идеалов. Если продолжаем бороться с тысячами маленьких януковичей, затаившихся в управленческих кабинетах. Мы – сильнее.
И все изменится. Не могу в это не верить, потому что Володя и Леонид все-таки победили.