Думки

Призрак Майдана ходит по Каракасу

27 Лютого 2014 23:20
Китти САНДЕРС

Почти одновременно с украинским Майданом волнения начались и в столице Венесуэлы – Каракасе. Народ, утомленный диктатурой социалистов, уничтоживших экономику страны, превративших некогда спокойную страну в чемпиона Латины по убийствам и тяжким преступлениям, ликвидировавших политические и гражданские свободы граждан, вышел на улицы. Венесуэльцы во многом вдохновляются примером украинцев. Протестующие перенимают тактику протестующих с Майдана и рассказывают об успешной революции в Киеве. Мадуро и чавистские функционеры тоже постоянно говорят: "Здесь не Украина, мы не дадим расколоть государство, попытки переворота будут пресечены". Призрак Майдана ходит по Каракасу.

Мадуро и чавистское правительство вывели на улицы своих "титушек" – молодежные бригады, созданные еще Чавесом для "закрепления успехов революции". Сам Чавес, очевидно, почерпнул эту идею у маоистов, которые всегда имели сильное влияние на материке, особенно среди леворадикалов. Он, впрочем, не был уникален – свои "гвардии" имели многие социалистические и просоветские диктаторы Латины – от Сальвадора Альенде до супругов Киршнер. В середине февраля противостояние между оппозицией и правительством вышло на новый уровень – пролилась кровь, появились убитые.

Но вот что любопытно. Как известно, венесуэльский режим давно и прочно сотрудничает с российским правительством, а Россия проводит через Каракас свои идеологические установки и мемы, которые распространяются по всем странам ALBA – Никарагуа, Эквадору, Боливии и т.д. Градус симпатий к России совершенно нерациональный. Яркий пример – скандал с российскими автобусами в Никарагуа. Ситуация вкратце выглядела так: Россия поставила в Никарагуа партию новых автобусов, на замену "империалистическим и устаревшим" – американским. Через пару месяцев по всей столице страны начались забастовки водителей с требованием вернуть американские автобусы, которые ездят десятилетиями, вместо российских, которые сразу же сломались. Вопреки здравому смыслу, никарагуанский президент, уже давно правящий посредством выпуска декретов и чрезвычайных постановлений, объявил о продолжении и углублении сотрудничества с Россией в пику США.

Анализируя ситуацию в Венесуэле, я вдруг поняла, что реплики президента Мадуро и его партнеров по "латиноамериканскому интернационалу" мне очень знакомы. Все эти "фашисты", "распад страны", "американская угроза", "пожалейте несчастных полицейских" и тд – все это я уже слышала, когда смотрела российские передачи про Майдан и прошлогодние выступления регионалов. Риторика украинских экс-властей, российской пропаганды и венесуэльского правительства совпадает практически полностью. Еще покойный Уго Чавес транслировал эти мемы в своих речах и книгах – так, популярный сборник его речей называется "Фашистский мятеж против Венесуэлы". Собственно, Чавес стал популяризатором подобной риторики в Южной Америке. После него эстафету подхватил Николас Мадуро, который вообще в каждом своем выступлении упоминает провокаторов, фашистов, расчленителей страны и наркотики, подмешанные в еду оппозиционерам, которые потом идут протестовать и громить. Это можно было бы списать на совпадение, если бы не повторение тех же мемов в Эквадоре. На муниципальных выборах в этой стране только что победила оппозиция, наголову разгромив кандидатов от правящей левой партии Alianza PAIS. Президент Корреа, несгибаемый друг Венесуэлы, незамедлительно начал повторять киселевско-мадуровские речи про "фашистов", "жесткое пресечение действий, направленных на разрушение страны", "связь с мировой закулисой", "опасность переворота", "наркотики в еде" и прочее.

Самое забавное заключается в том, что сами латиноамериканцы не используют слово "фашизм" для обозначения диктатур или правых режимов Южной Америки. Так их называли в СССР – "фашистская хунта Пиночета", "фашистский режим Сомосы". В Латинской Америке подобные режимы принято именовать либо "каудильистскими", как и положено в испаноязычных странах; либо образовывать их названия от имени лидеров – "фухиморизм", "урибизм", "пересхименизм", "стронизм". Тема фашизма никогда особенно не поднималась в Латине, и термин "фашизм" здесь до недавнего времени регулярно использовали только ультралевые маргиналы, все еще живущие реалиями 70х годов. Про "наркотики" уже даже не смешно – рассказывать в Латинской Америке, где каждый второй употреблял кокаин и "дискотечные" стимуляторы, про какие-то мифические свойства размешанных в еде "наркотиков" – это надо вообще не иметь мозгов. Напомню, что миф об "обколотых наркотиками" боевиках использовался в СССР времен войны в Афганистане, а позже и в России – для объяснения ситуации на Кавказе. Особенно старается в этом направлении Рамзан Кадыров, по полной использующий медицинскую и наркологическую неграмотность населения. На "наркотики в еде" ссылалась и украинская пропаганда регионалов как во времена первого Майдана ("наколотые апельсины"), так и совсем недавно, в последние месяцы правления Януковича.

Как объяснить такую странную и неграмотную смену риторики по всему миру? Ответ, мне кажется, лежит на поверхности. Для соблюдения своих интересов российское правительство раскопало старые советские методички и указивки времен Чеченских кампаний и, даже не заморачиваясь, перевело их на языки стран, в которых РФ имеет влияние. После чего сделало вброс этого протухшего материала в разные молодежные проправительственные движения и загрузило его в мозги лидеров. В результате получается совершенно сюрреалистическая картина, когда Виктор Янукович, Николас Мадуро, Александр Лукашенко, Рафаэль Корреа, Муммар Каддафи и Даниэль Ортега используют совершенно одинаковую протухшую риторику. Их речи совпадают практически полностью – кроме "фашистов", там обязательно присутствует "распад страны", "обколотые наркотиками продукты", "несчастная полиция", "зарубежное финансирование", "агрессивные группы, мечтающие залить кровью города". За ними это повторяют местные титушки и полиция, которые убивают протестующих, но продолжают упорно рассказывать про треснувшие шлемы, несчастных патриотов и силовиков, страдающих от рук оппозиции.

Вообще в поведении российских властей появились явные признаки усталости. Если раньше Путин и его соратники старались вести тонкую игру и действовать аккуратно, то в последние годы они сделали ставку на тупое насилие и однотипную примитивную штампованную идеологию, которая распространяется по всей российской геополитической орбите, даже не подвергаясь измненениям и минимальной обработке. Сам уровень пропаганды очень понизился. Всерьез ее уже никто не воспринимает. Бывшие партнеры, на которых российская власть всегда смотрела как на "младших", интеллектуально переросли советские штампы и патриотическую пропаганду образцы середины 90х. Вполне вероятно, что вскоре россиянам придется брать у украинцев уроки противостояния и борьбы за свои права, как это сегодня делает Венесуэла.


Відео дня

Якщо ви помітили орфографічну помилку в тексті, виділіть її мишею та натисніть Ctrl+Enter

ТОП-новини
Останні новини
усі новини
Gambling