Думки

Как хорошо, что некого винить…

16 Листопада 2013 22:00
Наталья СТАТИВКО

Честное слово – эта строчка была второй мыслью, пришедшей в голову после молниеносного внеочередного заседания ВР 13 ноября по провалу Евроинтеграции. Первая, разумеется, непечатна. Опустим.

А вторая – именно цитата из великого поэта: как хорошо, что некого винить! Обидно, конечно, и очень хочется. Но хорошо!

…смотри в окно и думай понемногу:

во всем твоя одна, твоя вина,

и хорошо. Спасибо. Слава Богу.

Как хорошо, что некого винить,

как хорошо, что ты никем не связан,

как хорошо, что до смерти любить

тебя никто на свете не обязан…

Нам, Украине, до сих пор все досталось слишком легко. Нам всю дорогу все дают даром и чуть ли не упрашивают взять.

Мы просто так получили независимость. Строго говоря – вопреки нашему же, референдумом высказанному, желанию быть одной пятнадцатой Союза Советских Социалистических Республик.

Нас легко приняли в 27(примерно) организаций международного сотрудничества. Причем, большая часть нас знает только самые основные: ООН, ВТО, Всемирный таможенный союз, СНГ, МВФ, Совет Европы. А, между прочим, мы вступимши сразу и в СНГ и в Движение неприсоединения. И даже не задумываемся, как это, собственно, совместить. Еще экзотичнее участие нас в Совете государств Балтийского моря, Франкофонии и Инициативе Баку.

Собственно, ничего плохого, кроме ежегодных взносов, в Международных организациях нет. Беда только в том, что нас так легко везде попринимали, что мы и не заметили. И представления не имеем, чего там делать, куда стремиться и как соответствовать. Да и не собираемся мы соответствовать – и так, смотри-ка, породистые!

«Я – красавец. Быть может, неизвестный собачий принц-инкогнито, – размышлял пес, глядя на лохматого кофейного пса с довольной мордой, разгуливающего в зеркальных далях, – очень возможно, что бабушка моя согрешила с водолазом. То-то, я смотрю, у меня на морде белое пятно. Откуда оно, спрашивается? Филипп Филиппович – человек с большим вкусом, не возьмет он первого попавшегося пса-дворника»…

Однако, как нам убедительно показал писатель Булгаков – сей подход к неокрепшей душе крайне непедагогичен, и ни к чему хорошему не приводит. Хлебнул горя впоследствии «человек с большим вкусом Филипп Филиппович», рассчитывая лаской да правильным примером воспитать высокодуховную личность. «Лаской-с. Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом». Увы! Погорячился профессор. Шарик просто не захотел. Ему и так все дали. В результате чего пришлось-таки «личность» вернуть на подобающее место.

Нам тоже все давали просто так, на бедность. И закрывали глаза на некоторое отставание в развитии. Как бы в качестве стимула для будущих успехов в учебе. Даже Евро-2012. Добродушные голландские болельщики в Харькове, как воспитанные люди в гостях, корректно посмеивались…

Только слабо действуют примеры да похвалы на неокрепшие умы, вот в чем беда пса Шарика и страны Украины.

Мы упрямо не хотим «бороться и искать, найти и не сдаваться».

Кстати, этот девиз романа «Два капитана» В.Каверина– заключительная строка стихотворения Лорда Теннисона «Улисс» 1833 года: заскучавший дома после победоносного возвращения с Итаки Одиссей (Улисс) призывает своих постаревших товарищей в новый поход. Эта же строка выгравирована на кресте в память об экспедиции Р.Скотта к Южному полюсу, погибшей на обратном пути.

Что толку, если я – Никчемный царь

Бесплодных этих скал,

Под мирной кровлей

Старея рядом с вянущей женой –

Учу законам этот темный люд?

Он ест и спит – И ничему не внемлет!

К чему же медлить,

ржаветь и стынуть в ножнах боязливых,

как будто жизнь – дыханье, а не подвиг.

Смерть скроет всё; но до конца успеем

Мы подвиг благородный совершить,

Людей, с богами бившихся, достойный.

 

В английской традиции считается доблестью, даже добившись победы, стремиться к новым свершениям.

У нас другие девизы. «Он ест и спит – И ничему не внемлет!»

Сегодня подавляющее большинство из 45 (пока еще!) миллионов нас хочет одного: «ШОБЫ ОН (политик, депутат, чиновник) или ОНА (страна, партия, власть) или ОНО (государство, правительство, общество) ШО-НИБУДЬ ДЛЯ МЕНЯ СДЕЛАЛИ!!!

Вынь-да-положил высокую зарплату «как у них» при низких ценах и бесконечно стремящейся к нулю производительности труда. Высокие социальные выплаты. Бесплатное все. И льготы.

Европейский уровень жизни, пока я тут сериал досмотрю.

Ну, в крайнем случае, килограмм гречки!

А мы (45 миллионов) оценим и останемся недовольны!»

Кстати, на следующий день после 13-го ноября, один из кабельных телеканалов трижды за день (так у них принято) показал один и тот же фильм. «Убить дракона». Не думаю, что это был намек со стороны редакторов. Хотя, если нет – очень жаль!

Потому что в нашей нынешней ситуации его хочется цитировать практически целиком. Но я постараюсь сдержаться.

1.

— И вы терпите?

— Мы привыкли.

— К дракону можно привыкнуть?

— Можно. Он очень добр.

— Что ж он такого доброго сделал?

— Ну как Вам сказать? Он очень много сделал для нашего города. При нем началось большое строительство…

2.

— Я начал завидовать рабам. Они все знают заранее. У них твердые убеждения. Наверное, потому что у них нет выбора.

3.

— Мы еще не обсудили условия поединка.

— Мы давно уже убиваем без всяких условий. Новое время – новое веяние.

4.

— Не подчинитесь воле народа?

— Это не народ.

— Это не народ? Это хуже народа. Это лучшие люди города.

5.

— Полюбила Дракона?

— Нет, это не любовь, это наша традиция.

Захотеть и этого добиться, работать и отказывать себе ради цели – это не наша традиция. Не наш исторический путь. И не наша миссия. Пусть даже наша миссия каждый раз ограничивается килограммом гречки и историческим непопаданием ни в урну, ни в писсуар.

Но, наконец, нам отказали в халяве. Наконец, у нас появился шанс захотеть и получить. Преодолеть захолустное обреченное безразличие. Наконец, все, что дальше будет — hand made. Наш собственный, украинский hand made. Стало быть, мы можем только так.

Придется в этом и жить.

«Высшее существо, важный песий благотворитель, сидел в кресле, а пес Шарик, привалившись, лежал на ковре у кожаного дивана. От мартовского тумана пес по утрам страдал головными болями, которые мучили его кольцом по головному шву. Но от тепла к вечеру они проходили. И сейчас легчало, легчало, и мысли в голове у пса текли складные и теплые.

«Так свезло мне, так свезло, – думал он, задремывая,– просто неописуемо свезло. Утвердился я в этой квартире. Окончательно уверен я, что в моем происхождении нечисто. Тут не без водолаза. Потаскуха была моя бабушка. Царство ей небесное, старушке. Утвердился. Правда, голову всю исполосовали зачем-то, но это заживет до свадьбы. Нам на это нечего смотреть»

Или подниматься и снова пробовать. Потому что некого винить.

 

P.S. Впрочем, это касается только нас. Потому что, если мы все провалим – дети вырастут и попробуют. Или внуки. Или правнуки.

Только очень, знаете ли, не хочется, чтобы внук гладил по голове и приговаривал: «Эх, Шарик, Шарик, что ж ты такой глупый оказался?..»

 

Якщо ви помітили орфографічну помилку в тексті, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

ТОП-новини
Останні новини
усі новини
Gambling