Только после того, как французские антисемиты надели «желтые жилеты» и оскорбили известного философа, о возрастании антисемитизма во Франции заговорили во всем мире, а ведущие политики страны вышли на многотысячные митинги. Но на самом деле никакой новости в том, что происходит – и во Франции, и в Европе в целом нет. Ксенофобия, нетерпимость – историческая болезнь континента, настоящая чума, которая на протяжении веков замедляла или останавливала его развитие.
Антисемитизм проявляется позже и порицается только потому, что Европа ещё не забыла про Холокост, что большая часть европейских народов ответственна за участие своих представителей в массовом истреблении соседей. Что быть антисемитом просто стыдно – пока что, это скоро пройдёт, со смертью последнего ребёнка Второй Мировой войны. Но наивно думать, что человек, который ненавидит мигрантов – или ромов, или геев – относится к евреям с уважением. Ксенофобия, нетерпимость – это болезнь, которая не позволяет нездоровому человеку делать исключения. Если человек ненавидит – он ненавидит.
Новые времена, впрочем, рождают причудливые метаморфозы недальновидности. Еврей, который ходит на митинги против антисемитизма, может быть сторонником антимиграционных партий и требовать запретить «парады гордости». Гей может оказаться антисемитом и ксенофобом. Защитник евреев и геев может ненавидеть ромов. Тот, кому еще вчера отказывали во всех правах, сегодня готов лишить таких же прав ближнего – только потому, что тот приехал в ту или иную страну на несколько десятилетий позже.
Не обольщайтесь. Если ксенофобия победит, нас всех сожгут в одних и тех же печах.