Фильм сделан на пограничье документального и игрового кино. Ряд эпизодов, не связанных между собой, снятых как бы беспристрастной, отстранённой камерой без какого-либо авторского комментария – манера, характерная для Лозницы – вспомним «Майдан».
Почти все в этом фильме узнаваемо. Я бы сказал, до оторопи узнаваемо. Никогда не забуду людей с нашивками «Восток», наводнивших Харьков в марте -апреле 2014 года. Среди них были и женщины. Запомнилось, как одна такая боевая дама созывала разбойным свистом тысячную толпу своих сторонников к театру им. Шевченко, где в узком проходе были заблокированы ребята, которые возвращались с майдановского митинга. – Сюда, сюда, здесь правосеки! – орала дама. И гадкое чувство, когда видишь все это, но ничего сделать не можешь… Разве что помочь скрыться парню с окровавленным лицом, которому чудом удалось вырваться из озверевшей толпы.
Но это воспоминания, а я, все же, о кино. Смотреть его тяжело не только потому, что помнишь, как Харьков чуть было не стал «столицей Новороссии», но и потому, что невыносимо видеть как бы людей, но потерявших человеческий облик. Признаюсь, некоторые эпизоды я просто не понял, некоторые показались нарочито надуманными. И если так, то интересно, что увидят и поймут зарубежные зрители? Как писал недавно один из моих друзей, смотревший фильм в Берлине в компании немецких «левоватых» художников, они усмотрели в «Донбассе» проукраинскую пропаганду. Такая реакция «левоватых» не удивляет, она уже стала привычной и банальной. Даёт ли повод сам фильм говорить о нем как от «пропаганде» – судить зрителям. Замечу только, что и украинская сторона там показана довольно неприглядно.
«Донбасс» и ещё один фильм Сергея Лозницы «День победы», а также множество других интересных фильмов, можно будет посмотреть во время фестиваля документального кино, который начинается 24 октября.
Обратите внимание, что на ряд просмотров вход бесплатный. А те, кто хочет попасть на открытие – обратитесь непосредственно к организаторам, кажется, возможность получить пригласительные, ещё есть.