11 лет назад в Эстонии произошли события, позже названные “Бронзовой ночью». В ответ на решение местных властей о переносе памятника советскому солдату из центра Таллина на военное кладбище связанные с российскими спецслужбами силы устроили провокации в столице Эстонии, пытались дестабилизировать ситуацию, спровоцировать местное русскоязычное население на силовое противостояние с Эстонским государством и этническими эстонцами.
Эстония тогда выстояла. Российская провокация не удалась. Даже сильных «русских» партий – как в соседней Латвии – в стране так и не возникло. Именно поэтому события в Эстонии тогда не получили должной оценки. Мало кто понял, что это была одна из первых попыток тотальной дестабилизации на постсоветском пространстве с использованием карты “русского мира» и отвратительного, уничтожающего память о войне «победобесия”.
В очередную годовщину кремлёвской провокации русская редакция эстонского портала Delfi.ee попросила высказаться одного из главных апологетов «Бронзовой ночи», теперь московского пропагандиста Дмитрия Линтера. В его тексте есть примечательное свидетельство, настоящее саморазоблачение ФСБ:
«Недавно я встречался с Андреем Викторовичем Манойло, профессором МГУ в генеральских погонах, он также член Научного совета при Совете Безопасности и наиболее вероятный кандидат на должность руководителя создающейся сейчас в России службы специальных информационных операций. И мы стали обсуждать с ним историю ”Бронзового солдата”. И его позиция меня поразила. Он сказал, что 2007-й год в Эстонии стал первым настоящим прообразом ””Русской весны” в Крыму”. Этот опыт русского сопротивления стал бесценным образцом для действий ”вежливых людей» – пишет Линтер.
Эти слова – то, что в российских медиа, рассказывавших о том, как бедные русские люди грудью защищали памятник солдата-освободителя, вы не найдёте. Как и информации о генеральском звании профессора МГУ и о создании службы специальных информационных операций. Когда российские пропагандисты пишут для чужой аудитории, они расслабляются. К тому же в Таллине не вычёркивают то, что вычеркивают в Москве. И именно благодаря этому мы можем оценить «Бронзовую ночь» совершенно иначе – как прелюдию к большой войне Кремля против цивилизованного мира.