Согласно прогнозу «Stratfor» на вторую четверть 2017 года, отношения между Россией и США будут накаляться, несмотря на широко распространённое мнение, что президентство Д. Трампа способствует разрядке напряженности во взаимоотношениях двух стран. Несмотря на предвыборную риторику Д. Трампа, в его интересах – давление на Россию с помощью санкций и постоянная поддержка НАТО. Обе страны будут продолжать накапливать силы вдоль российской периферии, проверять сферы влияния и прощупывать слабые места.
Американский удар по авиабазе в Сирии усилил риск столкновения с Россией. Как известно, РФ пытается урегулировать конфликт в сирийском воздушном пространстве, чтобы осложнить продолжающиеся военные операции США против ИГ. Однако попытка договориться с Вашингтоном посредством отрицательного влияния рискует еще больше подорвать переговорный климат и еще больше ограничить потенциальное сотрудничество. Все же, диалог может быть возобновлен в других сферах, таких как контроль над вооружениями – необходимо решить разногласия по поводу нарушений Договора о ракетах средней и меньшей дальности, вопрос о возобновлении нового Договора о сокращении стратегических вооружений, и разработать стратегию реагирования на наращивание вооружений со стороны других стран, таких как Китай.
Параллельно Россия будет работать над расширением расколов в Европе, особенно в преддверии французских выборов. В этом плане нужно учитывать роль кибер-, информационно-пропагандистских кампаний, сеющих рознь и усиливающих неопределенность во Франции. Те же инструменты будут использованы для того, чтобы поддерживать евроскептицизм в таких странах, как Италия и Германия. Усилия, скорее всего, будут умножены в преддверии принятия решения о продлении санкций в июле. В то же время Москва будет пытаться вернуть в страну европейские инвестиции – в июне, как известно, Россия организовывает у себя крупный инвестиционный форум.
В последнее время эксперты все чаще говорят о том, что Россия будет всячески пытаться привлечь внимание Запада, открывая новые театры действий, чтобы сдвинуться с мертвой точки в вопросе санкций, Украины и других «больших» вопросов. Опасения российского военного вмешательства в Прибалтике (отчеты разведки о том, что «Россия обладает возможностями для нападения на страны Балтии за 24 часа», доклад стратегического исследовательского центра «RAND», в котором делается заключение о том, что Россия в считанные дни могла бы захватить большую часть Прибалтики, и т.п.) привлекли внимание и поддержку к странам Балтии; что существенно подняло ставки в контексте дальнейшего вмешательства со стороны В. Путина.
Маловероятным является дальнейшее расширения российского присутствия в Ближневосточном регионе по мнению автора статьи, недавно опубликованной в издании «The National Interest». Несмотря на то, что Россия в последнее время отличилась в Ливии похоже, что усилия эти направлены больше на прощупывание слабых мест, чем что-то еще. Эксперты «Startfor» не исключают возможности постепенного усиления российского участия в ливийском конфликте, путем поддержки различных группировок, координации своих действий с Египтом.
Наряду с уже упомянутыми регионами, существует ряд мест, которые Россия могла бы превратить в реальные очаги напряженности. Давно известна стратегическая роль Балкан в геополитических комбинациях. Балканский регион – своего рода «ящик Пандоры», в котором важнейшим фактором нестабильности остается незавершенность процессов национально-государственного строительства. Россия будет продолжать поддерживать сербских националистов, как в Сербии в преддверии выборов, так и в Северном Косово. Кроме того, Москва будет поддерживать сепаратистские требования Боснийской «Republika Srpska» и работать над тем, чтобы углубить разрыв между Македонией и Западом в вопросе политического статуса албанцев страны. Россия не планирует сделать из этих стран верных союзников; скорее, она будет пытаться использовать растущее напряжение в регионе для того, чтобы отвлечь Запад и создать новые рычаги политического влияния.
В «The National Interest» выделяют следующие проблемы:
– Противостояние Сербия – Хорватия – Косово. Напряженность очевидна: Сербия объявила о поставках дополнительных боевых вертолетов из России. Косово угрожало поднять собственную армию. Это все на фоне нахождения в регионе почти пяти тысяч военнослужащих НАТО.
– Македония. Коррупция, конфронтация с Албанией, неоднозначная позиция США – этими беспорядками вполне может воспользоваться Москва.
– Босния и Герцеговина. Москве трудно удержаться от поджигания разногласий, существующих еще с 1995 года и Дейтонского мирного соглашения, которые могут вновь выйти на поверхность под влиянием растущего сепаратистского движения в Сербской республике.
– Историческое стремление России к контролю Черноморского региона, ее попытки не допустить дальнейшую экспансию НАТО. Как известно, Россия пыталась играть роль вредителя и в Черногории, чтобы помешать ее интеграции в НАТО. Несмотря на это, недавно Д. Трамп подписал протокол о присоединении Черногории в НАТО.
– Россия будет продолжать использовать разногласия на Западных Балканах для расшатывания ситуации в Европе и создания климата напряженности, работая над распространением собственного влияния в регионе, делая другие спровоцированные конфликты второстепенными в глазах ЕС и США;
– В целесообразности поддержки Украины сомневается не только Р. Тиллерсон. Украине когда-нибудь придется научиться решать собственные проблемы самостоятельно, либо смириться с ролью фейкового государства, полностью зависимого от помощи извне;
– ЕС и США необходимо активизироваться: не создавать истерию по поводу поведения Кремля, а действовать с целью укрепления собственного блока и своих позиций.