Думки

Повторные выборы в Австрии: победа умеренного еврооптимиста, но не поражение праворадикалов

8 Грудня 2016 14:26
Татьяна КОВАЛЬЧУК

Повторные выборы президента в Австрии завершились, но вопрос «скрытого» противостояния и конфликтности не только на уровне кандидатов – «евроскептик-еврооптимист» или их политической направленности – «пророссийский-проевропейский» окончательно не решен.

Эти выборы окончательно не поставили точку в ответе на вопрос о невозможности прихода к власти праворадикалов не только в Австрии, но и в других странах Европы, которые еще не прошли избирательные циклы (Франция, Германия и др.).

Избирательная кампания повторного второго тура выборов Президента Австрии косвенно подтвердила существующие тенденции.

Их итог свидетельствует о победе независимого кандидата, экс-лидера зеленых умеренного еврооптимиста Александра ван дер Беллена в противостоянии с кандидатом от «Австрийской партии свободы» ультраправым европессимистом, политиком пророссийской направленности Норбертом Хофером – 53,6 % против 46,4 %. Причина такого результата – лишь чуть лучше сработавшие политтехнологи, агитаторы и предвыборный штаб первого.

Команда Беллена откорректировала избирательную тактику и стратегию. Акценты были более понятны и резонны, а приход к власти Хофера позиционировался в качестве как возвращение «коричневых» и/или повторения ситуации с Brexit. К тому же, подспорьем для улучшения результатов стал перенос даты выборов для более продолжительной агитационной кампании, в ходе которой в Австрии не было ярких новостей, которые подогрели бы антимигрантские аргументы праворадикалов.

Определенное влияние на итоги выборов оказали акции направленные против Хофера. Правда, их роль не стоит преувеличивать, как и влияние акции «F*CK HOFER!» («К чёрту Хофера!»), которую проводило «Новое левое движение».

Существенное значение имел и тот факт, что Хофер переусердствовал со своими лозунгами и заявлениями. В негативном ключе, даже частью его «колеблющихся» сторонников, были восприняты его обещания, которые могли ввергнуть Австрию в политический кризис.

В риторике Хофера речь шла как о выходе Австрии из ЕС в случае, если в него войдет Турция (во время предыдущей кампании вопрос стоял более кардинально), так и о проведении референдума по вопросу последующего членства Австрии в ЕС, роспуске парламента, если тот будет слишком мягким в вопросе мигрантов и т.д.

Австрийские аналитики до выборов также делали акцент на вероятности того, что в случае прихода к власти Хофера возможны отставка правительства и роспуск парламента.

Как известно, на этих выборах кандидаты на пост президента Австрии вспомнили о конституционных рычагах, которые никогда ранее не задействовались главами государства. Так, в случае своего избрания представитель Партии свободы обещал воспользоваться своим правом и отправить в отставку правительство, состоящее из консерваторов и социал-демократов.

На этом алгоритм действий не заканчивался. Существовала вероятность, что новый Президент, воспользовавшись законными механизмами, может пойти по пути назначения нового канцлера. При этом последний, не дожидаясь очередных выборов (2018 год), может инициировать механизм роспуска австрийского парламента.

Тем самым, по итогам досрочных парламентских выборов к реальной, а не церемониальной власти могли прийти представители «Свободы», которые не скрывают желания коррекции как внутренней, так и внешней политики.

Как можно предположить, часть избирателей не захотела, чтобы их страна вошла во внутриполитический кризис в тот период, когда кризисные явления переживает весь ЕС.

Некоторые помнили время политических перипетий, когда у власти находилась «Австрийская партия свободы» (во главе с Й. Хайдером), когда со стороны ЕС против Австрии на короткий промежуток времени были введены санкции.

Нельзя сказать, что всем понравилась также временами слишком жесткая позиция Хофера в вопросе беженцев. Тем более, что Австрию нельзя считать полностью мононациональной страной.

Да и идея безусловной отмены санкций против РФ, поддержанная Хофером, не так уж и однозначно воспринимается населением, несмотря на благожелательное отношение австрийцев к Москве. Часть избирателей хоть и поддерживают риторику Хофера об их отмене, при этом отчетливо понимали и понимают, что у президента Австрии нет на это полномочий, а потому он может на эту и другие темы лишь высказываться в прессе, да и то умеренно.

Свою роль, хоть и не очень существенную, сыграли «евробюрократы», сделавшие все возможное, чтобы не столько выиграл проевропейский политик, сколько – чтобы не пришел к власти пророссийский. Выборы имели колоссальное значение, в первую очередь для Евросоюза, а не только Австрии.

В случае своего избрания, как свидетельствует ВВС, Хофер мог стать первым крайне правым лидером государства ЕС, избранным на должность Президента после Второй мировой войны.

В итоге граждане голосовали не столько за Беллена, как против возможных политических проблем. Избиратели не в восторге от дальнейшего развала или даже переформатирования ЕС, любых кризисов, особенно в условиях существования острого – миграционного.

Ключевым тезисом, который сплотил сторонников и оппонентов Беллена, в самый последний момент перешедших на его сторону, можно считать следующий: «ЕС не без недостатков, но имеет правильную идею и основу. Если мы будем над этим работать, то в рамках сильной Европы будет существовать сильная Австрия…».

Как и ранее, можно говорить, что избрание нового президента Австрийской республики существенно не повлияет на политический курс этого государства и его внешнеполитические интересы. Избрание «со второй попытки» еврооптимиста на должность Президента существенно не отразится ни на отношениях Украины и Австрии, ни на ход председательствования Австрии в ОБСЕ в следующем году.

Тем не менее, теперь глава этого государства, все австрийские политсилы и евробюрократы вынуждены будут учитывать факт существования значительного числа евроскептиков и высокую поддержку умеренных праворадикалов.

Победа Беллена не показала, что еврооптимистов стало больше. Наоборот, после австрийских выборов стала еще отчетливей тенденция усиления евроскептицизма, ультраправых и националистических сил в европейских государствах.

Эти тенденции дают основания говорить, что ЕС придется прибегнуть к отказу от расширения и даже определенной заморозке программ и проектов с участием государств-соседей. Нельзя исключить, что это повлияет и на вопрос безвизового режима с Украиной.

Кроме того, результаты выборов продемонстрировали тот факт, что под влиянием социально-экономических проблем австрийские избиратели могут в перспективе поддержать «праворадикальный реванш» на парламентских выборах в 2018 году.


Якщо ви помітили орфографічну помилку в тексті, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

ТОП-новини
Останні новини
усі новини
Gambling