Думки

Умная весна в Харькове

18 Квітня 2016 14:56
Игорь СОЛОМАДИН

Интересно проходит весна в нашем городе. Все началось еще в марте, когда здесь прошел Образовательный форум Киев — Харьков — Львов. Затем, 5 апреля — Music Camp, 9-10 апреля Education Camp Ukraine. А в воскрсенье, 18-го — День одной улицы. 

Апрель – замечательный месяц. . В апреле уже тепло, а жары и духоты еще нет, дышится легко и свободно. Но  бывает и  так: проснешься ни свет ни заря, выглянешь в окно, а там такое — дождь, ветер, мрак… Ладно, думаешь, пропал день. Да и дел всяких хватает. Никуда не пойду. Что,я эту улицу не видел, чтоль? Я там еще в детстве босоногом по лужам бегал, потом в политехе работал. И надписи легендарного харьковского безумца Митасова рождались почти на моих глазах. Идешь, бывало, глядишь, о, что-то свеженькое появилось! "Век вак. Жизнь на земле". Правда, самого Митасова как-то не приходилось встречать. Я даже грешил некоторое время на одного своего знакомого. Он тоже жил в том районе, преподавал в каком-то институте и был немного странным. Когда я его встречал, он начинал долго рассказывать мне какие все кругом дебилы, и что стране, да и миру в целом, угрожает всеобщая дебилизация. И совладать с этим никак невозможно. Просто надо как-то спасаться немногим. кто еще не успел дебилизироваться. Знакомые ребята называли этого парня "папа Шульц". Через некоторое время он куда-то исчез. Потом, когда я увидел граффити Митасова, подумал, может, это папа Шульц пошел в народ? Но нет, оказалось, что не он. Но, все же, интересна сама по себе тенденция — Митасов был не одинок не только в Харькове, но даже на своей крохотной улице!

 Какие-то флюиды безумия наполняли воздух того времени, скапливаясь в критических пространствах, населенных художниками, учеными, изобретателями, музыкантами, поэтами… Возможно, таким пространством стала эта маленькая улочка, при рождении своем названная Каплуновской, потом переименованная в Краснознаменную, а ныне получившая гордое имя улицы Искусств. По ней прошло много нетривиальных людей. Но у меня хватило внимания только на двоих — Олега Митасова и Василия Ермилова.

О Митасове очень хорошо написал филолог  Владимир Осетинский: «Его тексты – это именно то, о чем мечтали Бретон и компания: свободно творящее подсознание, вырвавшееся из-под контроля рацио. Но как здорово они смотрятся, когда ты ничего не знаешь об авторе и можешь рассматривать его произведение как прием, концептуализировать, и как страшно, когда знаешь».

Иррациональное творчество Митасова и суперрациональное творчество Василия Ермилова… Парадоксально, но эта суперрациональность конструктивизма одновременно сочеталась с особого рода безумием. Об этом очень интересно рассказал Виталий Николаевич Куликов, замечательный художник, который тоже, кстати, работал на этой улице. Куликов удивлялся тому, с каким энтузиазмом Ермилов взялся за проект памятника Пабло Пикассо. Об этом шла речь в фильме, который сделала Оксана Коклонская, куратор ЕрмиловЦентра — "Конструктор Василий Ермилов".

Куликов говорил, что никто Ермилову не заказывал этот памятник, никто ему за это платить не собирался. Но он увлеченно работал над проектом, и получился не просто монумент, а необычный дом, где могли жить и творить художники.

Раньше я читал о том, что этот проект был признан международным жюри в Париже чуть ли не самым лучшим, что Ермилова в Париж не пустили за премией, но это все легенды. Ермилов, судя по его воспоминаниям,  делал свой проект просто потому, что любил Пикассо, работами которого увлекался и вдохновлялся и не рассчитывал ни на какие награды.

Я еще много о чем мог бы написать. Например, о замечательных художницах и педагогах Татьяне Новиковой и Вере Толмачевой, которые организовали выставку, посвященную (хочется написать – безумному, но воздержусь) обалденному Фриденсрайху Хундертвассеру. Вы знаете, кто такой Фриденсрайх Хундертвассер? Признаюсь, я до вчерашнего дня тоже не знал. Это тот чудак, который на вопрос «Почему вы носите разные носки?», всегда отвечал: «А почему, собственно, вы носите одинаковые?!» Но прославился он не только этим. И наши дети, которые ходят в студию к Тане и Вере, не только знают о нем, но сделали целую выставку, вдохновившись его идеями и работами.

Так что, друзья, выглянув поутру в окошко и увидев тучи на небе дождь и гнущиеся от порывистого ветра мокрые ветви деревьев, не спешите делать выводы о неудачном дне. К полудню может выглянуть солнце, а вечер так вообще получится фантастическим!


Якщо ви помітили орфографічну помилку в тексті, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

ТОП-новини
Останні новини
усі новини
Gambling