Ровно год назад, 28 сентября, в Харькове произошло событие, которое обязательно войдет в анналы его истории. Народ скинул с площади Свободы один из самых больших памятников Ленину в мире. Сбылась мечта нескольких поколений харьковчан, жаждавших распрощаться с главным символом коммунистического прошлого. Поскольку мне довелось видеть и слышать то, что осталось за кулисами, поделюсь своими субъективными воспоминаниями, которые со временем быстро стираются.
Отлично помню, как не удалось демонтировать Ленина в 1991-м, 2004-м, 22 февраля 2014 года. Всякий раз нам рассказывали, что свалить идола в принципе невозможно: внизу метро, подземная инфраструктура, важные городские коммуникации, которые неизбежно пострадают от падения многотонного памятника. Казалось, что в день бегства из страны Януковича, и 40-тысячного марша харьковчан по случаю победы революции достоинства, тиран все-таки падет.
Уже было договорено, что приедет кран, и вечером на народном Вече 22 февраля дважды ставился вопрос о сносе памятника, но прибывший из Киева Евгений Червоненко, убедил организаторов митинга пойти цивилизованным путем. Когда евромайдановцев пригласили проинспектировать обладминистрацию, то был задан один единственный вопрос: чего вы хотите?
После того, как мы сняли в кабинете главы области портрет Януковича, состоялось совещание с представителями прежней власти. На тот момент в СИЗО находилось более десяти наших активистов, задержанных под академией ВВ. Поэтому первостепенных требований было два: немедленно освободить из-под стражи заключенных и убрать памятник Ленину. Понимая, что нас могут в очередной раз обвести вокруг пальца, наиболее радикальная часть майдановцев во главе с Сергеем Жаданом, предлагала, если уж не снести идола, то хотя бы немедленно спилить ему голову. Главный архитектор области попросил время для изучения всех нюансов демонтажа и на следующий день утром пообещал подробно рассказать сроки выполнения поставленной задачи. Мы подписали соответствующий документ, где нам гарантировали, что через три дня памятник Ленину в Харькове исчезнет.
Был озвучена смета в 100 тыс. грн, и даже названы исполнители работ. Курировал вопрос будущий глава области Игорь Балута. В тот же вечер «Оплот» напал на активистов, и отбил подступы к Ильичу. Потом, когда в ХОГА уже бурлила кипучая революционная деятельность, а с другой стороны площади расположился лагерь людей с георгиевскими ленточками, всю эту историю замяли, решив спустить на тормозах. Ну, а потом уже объективно всем было не до того.
23 февраля хоронили первого героя Небесной Сотни Женю Котляра, затем началось затяжное противостояние, завершившееся 1 марта штурмом ОГА. После этого стрельба на Рымарской, «русская весна», второй захват обладминистрации боевиками. Задача стояла отстоять Харьков, и Ленин снова оказался «не на часі».
К вопросу вернулись только осенью. Причем, опять же все возникло совершенно спонтанно. Повод дали сами коммунисты. 27 сентября днем они собрали у Зеркальной Струи сепаратистский митинг, и, неожиданно для многих, на сей раз, милиция стала действовала решительно. Активистов погрузили в автозаки, а все попытки Александровской и Ко рассказать о русском мире были жестко пресечены.
На волне эйфории тогдашний губернатор Игорь Балута в экстренном порядке пригласил общественность, и предложил на следующий день провести масштабную акцию, дабы показать, что Харьков-это Украина. Мне довелось присутствовать на этом совещании. Насторожило то, что первую скрипку в тех переговорах пыталась играть Инна Богословская. На вопрос, как можно меньше, чем за сутки собрать тысячи людей, Инна Б. недоуменно развела руками: «Мне вас надо учить? Обзвоните райгосадминистрации, дайте команду по вузам, включите административный ресурс». Богословскую отправили на эфир, по телеканалам впервые пошла реклама, созывающая на проукраинскую акцию, были даже выделены небольшие деньги на закупку атрибутики. На той встрече удалось согласовать лишь сценарий марша по Сумской к пл.Конституции и порядок выступлений на митинге. Поскольку Евромайдан уже анонсировал свое Вече у палатки «Все для перемоги» на пл.Свободы, мы настояли на том, что шествие продолжится и в обратную сторону, где будет проведена традиционная воскресная акция. Однако, в последний момент выяснилось, что организаторы из ХОГА никакого уведомления о ходе к пл.Свободы не подали, и вообще считают, что все должно завершится на пл.Конституции. Пришлось в последний момент в спешном порядке исправлять ситуацию. Впрочем, никто тогда не догадывался, чем может все это закончиться.
Надо заметить, что людей днем 28 сентября пришло много.
Марш, в котором приняли участие тысячи патриотов, удался на славу. Перед его началом у Оперного театра состоялся праздничный концерт. Было море символики, вышиванок, купленных шаров и ленточек.
Харьковчане в очередной раз показали свою позицию. По сценарию, мне довелось последним выступать на том митинге и призвать людей идти шествием назад от пл.Конституции к пл.Свободы, где у палатки начиналось мирное Вече Евромайдана.
На тот момент народ уже был готов действовать. Радикальная часть патриотов целенаправленно устремилась к памятнику, где начала болгаркой и подручными средствами валить тирана. Далось все это не просто – активистам пришлось немало попотеть, а, вдохновлявший своей энергией процесс Валентин Быстриченко, кажется, даже сорвал в тот вечер голос. Когда выяснилось, что людей пришло много, милиция расступилась, а в ХОГА собрали экстренное заседание, не зная, как реагировать на ситуацию. В начале даже попытались возбудить уголовные дела на активистов за нарушение общественного порядка. Уже когда стало ясно, что народное возмущение на сей раз не остановить, власть попыталась возглавить процесс и привести его в законное русло. Тут же нашлось немало политиков, которые захотели попиариться на историческом событии.
Потом еще долго будут идти суды, спорить о легитимности и цивилизованности процесса, искать заказчиков и исполнителей, говорить о том, что многие вещи в тот вечер были не случайны, кем-то проплачены и хорошо режиссированы. Думаю, что время рано или поздно все расставит на свои места. Можно ли было цивилизованно в Харькове демонтировать Ленина? Думаю, что да. Но для этого необходима была политическая воля руководства области и киевского начальства. В течение полугода после победы революции достоинства ее не оказалось. Никто не хотел брать на себя ответственность, да и, объективности ради, ситуация в городе была все это время крайне напряженной.
А когда у народа переполняется чаша терпения, он начинает действовать сам. Это главный урок, который власти стоило бы вынести из драматичной истории с памятником Ленина.