Политика

СМИ: Почему Венгрия сделала резкий поворот в языковом конфликте с Украиной

31 мая 2018 12:00

Во вторник вечером по московскому времени — и утром по времени Нью-Йорка — произошел резкий поворот в венгерско-украинском языковом конфликте.

После месяцев блокады и отказов глава МИД Венгрии Петер Сийярто согласился на переговоры; более того, он сам анонсировал эту встречу! Более того, венгерский министр пообещал возобновить консультации венгерской общины и украинской власти, хотя до этого позиция Будапешта была однозначной: никаких встреч, пока Киев не сделает шаг назад и не остановит действие языковой нормы закона об образовании.

Но не стоит думать, что Сийярто просто так стремительно изменил мнение. Действия Будапешта имеют четкую причину: благодарить за изменения мы должны США, пишет Сергей Сидоренко для портала Европейская правда.

При этом в Венгрии пока не отказались от всего того, что говорили об Украине до сих пор. Пока нет доказательств, что Венгрия точно намерена решить конфликт и согласиться на образовательный закон. Мы также еще очень далеки от момента, когда сможем сказать, что Будапешт вышел из плена мифов о Киеве. Но шанс на это действительно появился.

А чтобы такая мечта превратилась в реальность, нам в Украине также стоит оставить мифы о Венгрии. В том числе с наиболее популярным — о «русской руке» в действиях Орбана.

Встреча, в которую не верили

Украинско-венгерское противостояние вокруг закона «Об образовании» в последнее время было похоже на позиционную войну — максимум обвинений и минимум переговоров.

В феврале Будапешт в очередной раз выдвинул ультиматум в адрес Украины, а венгерское меньшинство даже отказалось от консультаций с Минобразования о спорной языковой статье образовательного закона.

Главы МИД последний раз встречались только в декабре, на министерском заседании ОБСЕ. А вот количество встреч, которые планировались, но так и не состоялись — значительно больше. И речь идет не только о министерских встречи в рамках НАТО, которые Венгрия раз за разом блокирует еще с прошлого года. Сийярто отказался от предлагаемых украинским коллегой переговоров на Закарпатье. Другие предложения тоже не встречали согласия. Даже в мае в СМИ попадали слухи о возможной дате переговоров министров, которые впоследствии не подтверждались…

Но на прошлой неделе — довольно неожиданно — венгерский министр вышел к журналистам и объявил, что встретится с украинским коллегой. И даже назвал дату — 29 мая. Разгадка в том, что Сийярто тогда был не один.

Он только что завершил переговоры с помощником госсекретаря США Уэссом Митчеллом, который приехал в Будапешт, чтобы поговорить … об Украине. По крайней мере, в сообщении венгерского МИД по итогам встречи речь шла только об одной конкретной тематике переговоров — кризис в отношениях с Киевом.

И хотя о ходе переговоров можно только догадываться (сам Митчелл от комментариев отказался), США никогда не скрывали свою позицию по этому поводу. В Госдепе настаивают: Венгрия должна прекратить блокаду сотрудничества Украины с НАТО. Двусторонние недоразумения не должны влиять на работу международных структур.

США не потеряли надежду даже на то, что им удастся убедить Венгрию разблокировать саммит Украина-НАТО. Хотя от этого мы пока очень далеки.

О чем договорились?

Переговоры в Нью-Йорке, о которых договаривались американцы, действительно прошли.

Эта встреча, несомненно, стала наиболее эффективной из всех, которые имели место во времена языкового конфликта. Во-первых, министры договорились о новой встрече, к тому же — в компании министра образования Лилии Гриневич и ее венгерского коллеги Миклоша Кашлера. Они все должны войти в состав межправительственной рабочей группы, о создании которой также договорились Климкин и Сийярто.

Но главное: ушла в небытие позиция о том, что диалог венгров с Минобразования не имеет смысла, пока Киев не пойдет на уступки. До сих пор венгерское меньшинство при поддержке дипломатов вообще отказывалось от переговоров с ведомством Гриневич. Мол, пока Киев хочет говорить о выполнении закона, а не о его отмене — не о чем говорить.

После встречи в Нью-Йорке это изменилось. Консультации наконец должны начаться — их первый раунд назначен на 5 июня. По крайней мере, Сийярто это пообещал. «Венгерская сторона будет способствовать этим консультациям, чтобы они прошли успешно», — передал слова коллеги Павел Климкин. А в конце концов представители меньшинства должны принять участие также в переговорах межправительственной рабочей группы.

Значит ли это, что конфликт уходит в небытие, а Венгрия скоро снимет блокаду в НАТО?

Дипломаты пытаются казаться оптимистами. Климкин заявил, что рассчитывает на «окончательное решение», которое удовлетворит обе стороны. Наш посол в Венгрии Любовь Непоп написала, что теперь ждет «развития диалога в духе конструктива и взаимопонимания». И даже Сийярто заверил, что хочет как можно быстрее снять эту проблему и восстановить «поддержку европейских и евроатлантических процессов» для Украины.

Автору этих строк тоже хотелось бы в это верить … Но, к сожалению, для такого положительного прогноза пока не хватает оснований.

Возможно, уже после первых консультаций, которые состоятся 5 июня, появится возможность делать предварительные выводы: готовы венгры к конструктивному разговору, или это только имитация переговоров. Потому что если венгерская сторона, как и раньше, ставить категорическое условие о возвращении образовательной системы к предыдущим правилам — диалог снова зайдет в тупик.

Как уже писала «Европейская правда», рано или поздно нашим соседям придется понять, что изменения необратимы. И Украина, которая существовала до 2013 года, — не вернется, а при строительстве нового государства неизбежно приходится менять правила. И главный вопрос сейчас — дошел ли Будапешт до этого понимания.

А где же «рука Москвы»?

Мы часто вспоминаем о мифах и фейках, которые приходится слышать от венгерского правительства, они даже есть в официальных документах. Причем со временем их количество не уменьшается — даже в мае 2018 года в Будапеште приняли невероятное обращение к НАТО.

И надо признать, что и в Украине популярен миф, который не облегчает переговоры с Будапештом. Это — миф о «руке Москвы», которая якобы определяет венгерскую политику в отношении Украины.

К счастью, в наши официальные решения и заявления он не попадал, но от должностных лиц, не занимающихся венгерским направлением, приходилось его слышать, и не раз. И он не на шутку раздражает венгерских партнеров, включая Орбана и Сийярто.

Так, Венгрия имеет особые экономические отношения с Россией (как и ряд других государств-членов ЕС). Но это вовсе не означает политической зависимости. И тем более не означает, что Будапешт формирует политику в отношении Закарпатья, учитывая действия россиян. Причины другие.

Причины нынешней политики Венгрии таятся в ее истории. Ровно 100 лет назад, по результатам Первой мировой войны, эта страна потеряла две трети своей территории и значительная часть венгров оказалась в других государствах. И поэтому Будапешт — признавая незыблемость границ в Европе — тратит массу усилий в поддержку самобытности заграничных венгров. Это для них — один из самых высоких приоритетов. Значительно выше хороших отношений с соседями.

Именно поэтому венгры так нервно реагируют на любые языковые изменения для венгроязычных — не только в Украине, но также в Румынии, Словакии и тому подобное. По меньшей мере, чиновникам стоит это понимать, оценивая действия Венгрии. Потому что это определяет стратегию действий.

Мы должны доказывать и Будапешту, и венгерской общине, что образовательная реформа не направлена ​​против них: напротив, она предоставит венграм еще больше возможностей. Объяснять и доказывать практикой.

Но пока в Будапеште этого не поняли — имидж «руки Москвы» останется за Венгрией. И это — также объективная реальность.

Повторимся, такое мнение ошибочно, но этого не объяснить украинскому обществу, которое видит, что действия Венгрии совпадают с фарватером политики России. Поэтому — пока в правительстве Орбана будут жить «наказанием Украины», пока будут блокировать сближение Украины и НАТО, пока среди их основных контактов в Украине будут Шуфрич и компания — миф о Венгрии будет оставаться. И искоренить это вряд ли возможно.

Было бы лучше, чтобы этот период завершился как можно быстрее, но мяч теперь — на венгерской стороне.


ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling