(Из речи на слушаниях в подкомитете по правам человека Европарламента о ситуации в области прав человека в Украине, в том числе, на оккупированных территориях)
Во время Евромайдана украинский народ боролся против установления диктатуры, против попытки затащить Украину в неприемлемый для нашего общества «русский мир». Это была борьба за европейские ценности: за свободу, за достоинство, за права человека. И, в конце концов, за независимость Украины. Столкнувшись с чудовищным насилием и зверством режима Януковича, украинский народ воспользовался своим естественным правом на восстание. После победы Революции Достоинства мы получили новый вызов – внешнюю агрессию России, которая тщательно готовила нападение, ранее цинично поддерживала режим Януковича и стояла за кровавыми событиями на Майдане. Все это предопределило дальнейшее развитие Украины.
Силовые структуры, проигравшие войну собственному народу, оказались деморализованными, бюджет – пуст. Государство лежало на обеих лопатках. В этот момент Россия организовала аннексию Крыма, которой Украина не смогла сопротивляться. В стране нарастал хаос, организованный и контролируемый российскими спецслужбами. Началась гибридная война России против Украины. Несмотря на это, новая власть сумела преодолеть острый политический кризис и удержать экономику от полного падения и дефолта. Были заново созданы боеспособная армия и служба безопасности, были созданы и подготовлены добровольческие батальоны и Национальная гвардия, которые спасали страну в первые месяцы войны. Была пресечена попытка расширения географии конфликта с Россией за пределы Донбасса. В таких сложных условиях 25 мая удалось успешно провести демократические выборы Президента, и 26 октября – парламента. Сотрудничество государственных органов с общественностью стало намного более эффективным, а власть достаточно открытой. Удалось начать реформу криминальной юстиции. Принят новый закон «О прокуратуре», антикоррупционные законы, принята Стратегия реформирования органов внутренних дел, написанная экспертами правозащитных организаций. Украинский народ объединился и стал сильной единой нацией. Волонтерская деятельность, солидарность и взаимопомощь стали массовыми. По данным фонда «Демократические инициативы» и КМИС помощь армии и переселенцам оказали 77% (!) населения Украины. А непосредственное активное участие в событиях на Майданах, в добровольческом и волонтерском движении приняло не менее 20% населения Украины.
Военный конфликт с Россией, стоящий Украине около 100 миллионов грн. в день, забирающий все внимание и все силы страны, инерция коррумпированного старого госаппарата и коррупционных традиций жизни общества не дают возможности для быстрых реформ и стремительного развития страны. Все это создает новые угрозы для прав человека. Так, из-за безграмотной правовой политики государства были приняты законы о превентивном задержании, об особом режиме предварительного расследования в зоне АТО и другие. Все они нарушают Конституцию и международные стандарты прав человека. Стоит обратить внимание и на Закон «Об очищении власти», который дискредитирует само понятие «люстрации». Он касается слишком широкого круга лиц (около миллиона человек) и не соответствует стандартам прав человека: он нарушает принцип презумпции невиновности и право на приватность. Эти законы явно вредят национальным интересам Украины.
Теперь у нас в стране существует три реальности. Одна реальность – это жизнь в демократической Украине, другая реальность – жизнь на полуострове Крым, который аннексировала Россия. И третья, наиболее трагичная из всех – жизнь в юго-восточных районах Донецкой и Луганской областей, оккупированных террористическими группировками, организованными российскими спецслужбами.
На территориях, подконтрольных боевикам, нет другого права, кроме права силы. Все фундаментальные права и свободы попираются на каждом шагу.
Право на жизнь в Донецкой и Луганской областях стало призрачным. Боевики расстреливают людей без суда и следствия. Иногда устраивают так называемый «народный суд» без права на защиту, на котором замученную жертву представляют преступником, а люди голосуют за смертную казнь поднятием рук. Мирное население гибнет под артиллерийскими обстрелами. Террористы, прикрываясь мирными жителями, ведут обстрел украинских позиций из артиллерийских установок, расположенных возле жилых домов, школ, больниц. Кроме того, установлены факты артобстрела жилых кварталов террористами под видом украинских военных. Но однозначно сказать, что люди гибнут только от обстрелов террористов нельзя. Можно только констатировать факт, что украинские вооруженные силы, в отличие от боевиков, не стреляют по мирному населению преднамеренно.
Точной цифры погибших нет. По данным ООН за время конфликта на Востоке Украины погибло около 4800 человек. Пропало без вести около 1700 человек. Более 10 тысяч ранено. На самом деле число погибших значительно больше.
По данным СБУ, в застенках террористов находится около 500 человек украинских военных и гражданских лиц. Эта цифра также, по-видимому, ниже реальной. По данным правозащитных организаций, количество заложников – около 900 человек. Государство не может позволить себе массово включать в список гражданских лиц, т.к. это будет побуждать террористов брать в заложники как можно больше людей для обмена и выкупа. К заложникам применяют страшные пытки, в результате которых многие люди лишились жизни, а многие стали инвалидами. Женщин-заложниц не только пытают, но и насилуют – это обыденная практика боевиков.
Зафиксированы факты пыток, похищений и вымогательства также со стороны украинских силовиков, однако государство реагирует на данные преступления, прокуратура возбудила ряд дел по данным фактам.
О гражданских и политических правах в оккупированных террористами краях не стоит даже упоминать. За украинскую символику, за любое неосторожное слово можно получить пулю или попасть в пыточную камеру.
Ситуация в сфере социально-экономических прав приближается к гуманитарной катастрофе. Много споров вызвал Указ Президента Украины, который фактически устанавливает экономическую блокаду подконтрольных террористам территорий. Указ вызван невозможностью осуществлять экономическую деятельность в этих районах. Туда просто невозможно доставить наличные – на инкассаторские машины сразу же нападают и грабят.
В Крыму после аннексии начались преследования активистов, которые поддерживали Евромайдан, публично выступили против аннексии и не соглашались с действиями нового крымского руководства и российских оккупантов. Некоторые были арестованы и обвинены в вымышленных уголовных преступлениях, например, известный режиссер Олег Сенцов был арестован 11 мая по подозрению в терроризме и вывезен в Москву. Большинство проукраинских активистов вынуждены были спасаться от политических преследований на материковой Украине.
В Крыму зафиксированы насильственные исчезновения, политические убийства и пытки крымскотатарских и украинских активистов. Первым резонансным делом стало похищение и убийство Решата Аметова. Он был задержан 3 марта так называемой «крымской самообороной» на центральной площади Симферополя и исчез в неизвестном направлении. Через 10 дней его тело со следами пыток было обнаружено в селе Земляничное Белогорского района. Причина смерти – проникающее колото-режущее ранение ножом в глаз. После этого пропали без вести с явными следами насильственного исчезновения как минимум 5 человек. Кроме того, без вести пропали еще как минимум 7 активистов при неизвестных обстоятельствах. Российские оккупационные власти декларируют заинтересованность в расследовании убийств и исчезновений, но на практике расследования не продвигаются. Постоянными стали незаконные задержания и аресты, а также избиения и пытки общественных активистов и журналистов.
Наибольшим преследованиям подвергаются представители крымскотатарского народа. Следуя сталинским традициям, оккупационные власти решили выжить крымских татар с их исторической родины. Лидеров крымскотатарского народа Мустафу Джемилева и Рефата Чубарова, а также известного общественного деятеля Исмета Юкселя не впустили в Крым. Здание Меджлиса крымскотатарского народа было отобрано. Против активистов возбуждаются сфальсифицированные уголовные и административные дела, на юридические лица накладывают гигантские безосновательные штрафы. Организации в сфере культуры заявляют о запрете публичных культурных мероприятий крымских татар. Повсеместная дискриминация и нарушение прав крымских татар, невозможные условия для жизни и работы в Крыму – все это организованная оккупационными властями «латентная» депортация крымскотатарского народа.
Свобода выражения взглядов в Крыму находится еще в худшем состоянии, чем в России. Немногочисленные проукраинские медиа или те СМИ, которые пытались свободно высказываться, преимущественно прекратили свое существование, в частности, закрыт популярный телеканал «Черноморка». На территории полуострова были отключены все украинские, и транслируются только российские телеканалы. Осталась единственная телекомпания, которая позволяет себе свободные дискуссии – крымскотатарская АТР. Но и она находится под постоянным давлением.
Свобода религии в Крыму также под прессингом. Были неоднократные выступления против мусульман, православной церкви Киевского патриархата и Греко-католической церкви, резко возросло количество актов вандализма. Несколько храмов были отобраны у прихожан Киевского патриархата. Тут стоит отметить акт солидарности крымских татар, которые пустили православных проводить службу в мечети. Права католиков и протестантов также ограничиваются. Священнослужителям этих церквей отказывают в визах, не продлевают вид на жительство.
Другие гражданские свободы и политические права также грубо нарушаются новыми властями. Жестко ограничивается свобода собраний и ассоциаций, свобода передвижения, грубо нарушается право собственности.
Украинское государство не может эффективно защитить права своих граждан на оккупированных территориях. Но оно могло хотя бы само не нарушать их права и не создавать дополнительных проблем. В Украине был принят ряд дискриминационных законов и подзаконных актов, к примеру, «Про создание свободной экономической зоны "Крым"», а также постановление Национального банка Украины, объявляющее жителей Крыма нерезидентами. Правовая политика в отношении оккупированных территорий требует немедленного пересмотра, а дискриминационные положения нужно отменить.
Украина столкнулась с самым большим внутренним перемещением в Европе со времен Второй мировой войны. Сейчас только по данным УВКБ ООН в Украине насчитывается 610000 зарегистрированных внутренне перемещенных лиц (ВПЛ). Так как регистрируются далеко не все, некоторые эксперты полагают, что реальное число переселенцев – более миллиона. Государство оказалось неготовым для новых испытаний, и значительная часть проблем ВПЛ легла на плечи волонтеров. Подготовленный общественностью законопроект «О вынужденных переселенцах» был опубликован еще 15 апреля. Он получил положительные отзывы международных и национальных экспертов, но был отвергнут парламентом, а вместо него 19 июня был принят значительно более простой закон, который решал только вопросы учета ВПЛ, но не был направлен на решение их проблем и даже создавал угрозы для их прав. Президент, прислушавшись к мнению общественности, ветировал этот закон. Общественность в сотрудничестве с властями и международными организациями подготовила новый законопроект, но его принятие затянулось до последнего рабочего дня парламента предыдущего созыва. Закон вступил в силу только с 22 ноября. Он является компромиссом между гражданским обществом и государством.
Если государство не в состоянии обеспечить права человека и выполнять свои финансовые обязательства перед гражданами на оккупированных территориях, главной его задачей является полное и безотлагательное обеспечение всем необходимым ВПЛ, а также эффективный план эвакуации людей с оккупированных территорий. Пока что правительство неудовлетворительно справляется с этой задачей. На Востоке Украины в декабре стояли гигантские очереди переселенцев в отделения Пенсионного фонда за талонами, в которых указана дата приема документов в марте. Стоит отметить, что новый министр социальной политики Павел Розенко создал рабочую группу с участием широкого круга общественных организаций для урегулирования законодательства и правоприменительной практики в данной сфере. Его действия показывают открытость нового правительства и должны принести позитивные результаты уже в ближайшие месяцы.
2015 год будет сложным. Гибридная война России против Украины будет продолжаться, обществу предстоит выдержать новые наступления на права человека, продолжится спад экономики и падение уровня жизни. На оккупированных террористами территориях и в Крыму ситуация будет усугубляться. В то же время есть все основания надеяться, что год станет переломным и в военном конфликте, и в проведении реформ в Украине. На фоне международной изоляции и экономического спада Россия надломится в этом конфликте, и внутренние центробежные процессы там станут необратимыми. В Украине эффект синергии общественных инициатив и государственной политики должен уже в этом году привести к системным реформам и заложить фундамент для развития Украины. Для этого есть все предпосылки.