Думки

30 октября – День памяти жертв политических репрессий

30 Жовтня 2014 13:16
Наталья СТАТИВКО

Соловецкий камень – памятник жертвам политических репрессий в СССР, находящийся в Москве, на Лубянской площади. У подножия постамента находится надпись «Этот камень доставлен обществом "Мемориал" из Соловецкого лагеря особого назначения и установлен в память жертв тоталитарного режима». (Википедия)

Акция "Возвращение имен" начинается в 10 часов утра у Соловецкого камня на Лубянской площади и продлится до 10 вечера.

Если вы хотите прийти, постоять в коротенькой очереди и быстро убежать дальше, то приходите утром. Если вы хотите постоять в длинной очереди в темноте, с горящими свечами и почувствовать удивительное единение с знакомыми и незнакомыми людьми – то приходите ближе к вечеру.

Мы выдадим каждому пришедшему листок с 2 именами, но если вы захотите добавить имена родных или важных для вас других репрессированных людей, то мы специально приготовили флаеры с формой (дизайн флаера, как и дизайн всей акциии, подготовлен Натальей Шендрик), которая поможет вам это сделать не сбиваясь с ритма акции. Если вы не хотите стоять в очереди и читать публично имена, то вы можете просто положить цветы к камню или побыть рядом. (Из анонса акции «Возвращение имен», которая прошла 29 октября 2014 года в 14-й раз).

У Соловецкого камня, где проходит серия одиночных пикетов в память депортации Крымских татар, начались задержания. На данный момент под предлогом "неправильной передачи плаката" задержаны Екатерина Мальдон, Мария Рябикова. Михаил Удимов, Эмиль Терехин.

Сегодня отмечается 70-я годовщина депортации крымских татар советской властью.

* * *

Из 24 романов длинного списка претендентов на премию Русский Букер я прочитала 14. Ну, как прочитала… Сделала зачетную попытку 14 раз. Не все живой человек может осилить… Особенно, если предварительно сдуру начитался хороших книг. Но сейчас не об этом.

Вот что любопытно: две трети романов – на тему Большого террора.

О Том времени. О Тех судьбах. О Тех людях. В крайнем случае (три раза!) – о том, как главный герой ищет или находит документы (письма, дневники) Того времени, и, несмотря противодействие таинственных (чаще неназванных!) сил – публикует, раскрывая страшные подробности.

Вот и Захар Прилепин – фаворит, судя по всему, нынешнего сезона — туда же. Роман «Обитель» — Соловецкий лагерь особого назначения, СЛОН.

Впечатление смутное.

Язык, там, фабула, экспозиция-завязка-кульминация-развязка – все крепко и грамотно. Диалоги хороши – фирменный стиль автора.

Хуже с финалом, моралью и выводами.

«Как увлекает ныне даже оппонентов своих наш президент крымскими деяниями, так и, казалось бы, «картинный злодей», соловецкий палач, Федор Эйхманис увлекает за собой и героя романа Артема Гореинова, и его возлюбленную, чекистку Галину Кучеренко, и многих других зэков и надзирателей. Увлекает, завораживает калейдоскопом своих деяний самого Прилепина…»

«Хотя книга и про лагеря и всякую лагерную жуть — это совсем не то, что например Солженицын. За Россиюшку не стыдно. Здесь даже пытают русского человека не обидно, не из садизма, а как бы с прицелом на перековку и выращивание из него образцового советского гражданина. такие были романтические времена. Серебряный век, Есенин, только-только умер, даже Ленин ещё недалеко ушей».

«…ну да, Шаламов, ну и "Один день…", куда ж без него. Но не "Архипелаг…"

Упомянул Шаламова и Солженицына – от них Прилепин отличается тем, что знает – будущее будет прекрасным. А те не знали… Вернее, не были уверены.

Вообще-то первое впечатление, как во дворе моего детства – зэк откинулся, сидит у сараев на корточках, малышню собрал и про зону травит – как и что. И слушать его страшно, но понятно – про будущего каждого говорит. Надо слушать…»

Это из рецензий.

Видимо, таки быть Захару лауреатом)).

Не Минкиной-Тайчер же давать, в самом деле! Там, кроме названий глав цитатами Пушниканашефсе и нет ничего для «Россиюшки». И фамилия. Ее и в короткий список уже не включили… Да.

И все-таки.

Что ж такое?

То ли сегодня в России нет тем?

То ли в России на сегодняшние темы писать нельзя/страшно/не печатают?

То ли Большой террор – это и есть тема сегодняшней России?

P.S. Отказываться от русской литературы отказываюсь категорически. Вон, Улицкая новый роман дописывает, Пелевин подоспел (не так, чтобы, но все-таки). Когда Россия вспрянет ото сна, на обломках напишутся прекрасные мудрые книги – не хотелось бы пропустить!


Якщо ви помітили орфографічну помилку в тексті, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

ТОП-новини
Останні новини
усі новини
Gambling