Знаете, кто снес памятник Ленину в Харькове?

Дмитрий Ярош снес, вот кто! 

Мне сегодня об этом сказала одна бабушка на площади. Правда, другая бабушка, несколько смущенно ее поправила.
– Нет, Яроша не было. Но вот Мирошниченко точно был!
Обе они уверены, что снесли памятник чужаки.
– Наши бы такое никогда не сделали!
Третья бабушка возмущалась тем, как "эти" кричат "Х**ло!"
В ходе нашего разговора, она раз пятнадцать, как бы с отвращением,  отскандировала эту кричалку. Когда же я попросил ее не повторять срамное словцо, которое  ей так не нравилось, бабушка удивилась:
– А чего это? Им можно, а мне нельзя? 
Ловлю себя на том, что называю этих женщин «бабушками», а им всего-то по 50-60 лет…

Вообще сегодня, у меня была увлекательнейшая прогулка по нашему чудесному солнечному и мирному осеннему городу. И много спонтанных встреч и дискуссий. Обошлось, слава Богу, без рукоприкладства и членовредительства.

Началось с того, что я подошел, наконец, к этому сакральному месту – постаменту с ботинком. Вокруг почти никого не было. Только какой-то парень пытался стереть написанные на пьедестале синей краской слова   «Слава Украине!» Рядом скучала какая-то съёмочная группа. Ничего не происходило. Кто-то спросил парня, зачем он это делает? И мне стало интересно – действительно, зачем?
Парень ответил, что это «бандеровский лозунг» и он, как коренной харьковчанин, никогда не допустит, чтобы в центре города красовались бандеровские лозунги.
– Ладно, – говорю я ему. А что плохого в том, чтобы славить Украину?
– Плохая власть сейчас, – говорит парень. Смотрите, вон доллар как подскочил!
–  А раньше власть была хорошая?
–  Когда раньше?
– 23 года назад.
– Я тогда еще не жил, – говорит парень.
– Ну, хорошо. 10 лет назад?
– Я тогда еще маленький был. Ничего не понимал.
– А 3 года назад?  – не унимаюсь я.
– 3 года назад мне было очень хорошо!
– И тогда можно было говорить «Слава Украине!»? Ведь хорошо же было?

Ответ я уже не услышал. Во время этого нашего внезапного диалога невесть откуда образовалась небольшая, но громкоголосая толпа. И тут только я заметил, что оживившиеся телевизионщики снимали весь наш разговор.
Уже двое других молодых парней стали громко возмущаться тем, что какая-то кучка людей, никого не спросив, взяла и разрушила памятник.
–  Вам, что нравится, когда вот так, не спрашивая, делают в городе что хотят?
–  Нет, говорю, не нравится. – А что вы скажете, –  спрашиваю я в свою очередь, – вот снесли памятник на площади Конституции и тоже никого не спросили.
– Какой памятник? Где? – искренне удивляются парни.
Пытаюсь объяснить какой и где. Парни смотрят на меня недоверчиво. У меня начинается когнитивный диссонанс – вроде, с харьковчанами разговариваю.
–  Вы харьковчане, ребята?
– Да, – немного обиженно отвечают парни.
– И как же вы не знаете про «холодильник», – начинаю  удивляться я.
– Знаете, это у Вас, наверное, много времени ходить по городу и все высматривать, – отвечает один из парней, явно намекая – «вот, блин, пенсионер-бездельник пристал!» – А у нас времени нет!
Ну ладно, думаю, чего уж там. О памятнике Макаренко, внезапно исчезнувшем, об аллее героев-комсомольцев, втихую снесенной в сквере Победы из-за строительства храма , без всякого спроса,  говорить уже не было смысла…

В разговор включаются двое весьма пожилых мужчин, пожалуй, постарше меня будут. Через пару минут понимаю, что имею дело, как писали некогда в газете «Правда» с «махровыми антисоветчиками». Один из них учился в Ленинградском университете в те же годы, что и Путин. Он физик. Юрфак и физфак тогда, по его словам, располагались в одном здании.
Вот, подумалось, разрушение стереотипа налицо – двадцатидвухлетний парень, стиравший «Слава Украине!» и двое других ребят, чуть постарше, возмущены снесением памятника.  А двое мужчин, которым далеко за 60 относятся к этому событию с точностью до наоборот. Понимаю, что это дело случая. Но, все же..
Как-то незаметно, с этими двумя пожилыми мужчинами съехали на другие темы –  начали обсуждать, откуда взялись древние римляне, заговорили о латинянах, пеласгах. Потом перешли к дорийцам с ахейцами. Честно говоря, сердце сжималось – интеллигентные, симпатичные, хорошо образованные люди, вполне человеческий разговор, которого, чувствуется, им явно не хватает,  и при этом видно, что жизнь изрядно поглумилась над этими людьми, выбросив их за черту бедности…


Под конец своего мониторинга центра осеннего Харькова наткнулся на большую толпу бюджетниц возле киноконцертного зала "Украины". Там, оказывается, ожидался  концерт в честь Дня учителя. Пускали по пригласительным, на которых были фотки господ Кернеса и Писаренко. Когда я начал было интересоваться, кто же раздавал такие чудненькие билетики, ко мне подошел очень вежливый человек и пригласил в зал –"Вы ведь не откажетесь от бесплатного концерта?"
–  А что за концерт?
– Могилевская, – учтиво улыбнулся мужчина.. Никакой агитации не будет. Просто поздравление и концерт.
– Да-да, – подтвердил, кивая головой подошедший к нам полковник милиции, тоже очень вежливый. – Ничего такого не будет. 
Я тоже доверительно сообщил полковнику, что сегодня дебоширить, так и быть, не буду. Просто интересуюсь:
– А вот эти портретики на билетиках как понимать?
– А, это…Хе-хе.. Ну это просто глупость, – сказал вежливый человек широко и несколько виновато улыбаясь.
Я попробовал было напомнить, что такая глупость называется "админресурс".
– Приходите, для Вас найдем местечко, сами все увидите. 
Я поблагодарил и не пошел из чисто эстетических соображений – у меня другие музыкальные предпочтения.
Но рядом стояли кандидаты в депутаты от противоположных  по отношению к Писаренко политических сил. Они как раз собирались посетить это благотворительное мероприятие. Я понял, что концерт может получиться весьма интересным и без моего участия и,  сознанием выполненного долга,  удалился.
Уже потом, из фейсбука узнал, что планировалось выступление Валерия Писаренко. Подъехал бус с его охраной, за ним подтянулся джип депутата. Никто из машин не вышел, просто сидели и обозревали группы активистов, которые разместились с обратной стороны «Украины», там, где вход для выступающих со сцены. После недолгой паузы, машины развернулись и уехали.
Такой вот обычный осенний день, среда, 1 октября 2014 г., один из последних солнечных и теплых в этом году. Уже без Ленина в центре Харькова. Люди продолжают обсуждать события вокруг памятника. И, кажется, есть возможность услышать друг друга. Во всяком случае, такая надежда теплится. Харьков мирный, красивый город. В нескольких сотнях километров от него снаряды рвутся в жилых кварталах, попадают в школы и маршрутки. Гибнут люди. И это гораздо серьезнее споров о судьбе пустого внутри бронзового изваяния.