О том, что 22 июня в городе ожидаются провокации, предупреждали все. С возвращением в родные пенаты Кернеса сепаратисты заметно активизировались. Горячие головы антимайдана призывали создать Харьковскую народную республику, в центре появились палатки с листовками антиукраинского содержания, а слухи о готовящемся кровавом побоище, буквально заполонили Интернет.
Масла в огонь подлила история, случившаяся накануне, когда активисты Евромайдана задержали и передали правоохранителям одного из лидеров движения Юго-Восток Юрия Апухтина. К их удивлению, того вначале отпустили, что вызвало массу негодования у патриотично настроенных харьковчан.
Тот факт, что, вопреки всем судебным запретам, люди с антиукраинскими лозунгами проводят свои незаконные митинги и шествия, накалили страсти до предела.
В день памяти о погибших на войне, иначе, как провокацией назвать демонстрацию с российскими флагами и стягом ЛДПР нельзя. В очередной раз пророссийскую акцию никто не пресек и должным образом на нее не отреагировал. Вместо этого милиция попросила евромайдановцев перенести свое Вече с традиционного места у памятника Шевченко к площади Конституции, чтобы не допустить столкновений с сепаратистами.
Законопослушные сторонники Единой Украины и на сей раз пошли на уступки, лишь бы не нагнетать ситуацию. Однако, желание определенных сил действовать более радикально, в конеченом счете привело к печальным последствиям. В результате в Харькове снова пролилась кровь, а милиция стала бить журналистов и задерживать активистов. При всем неадекватном поведении правоохранителей, не исключено, что благодаря им удалось избежать еще более драматичной развязки и повторения одесских событий. Впрочем, это нисколько не оправдывает жестокости по отношению к мирным демонстрантам спецподразделения «Грифон». Эмоции в тот момент захлестнули всех, но, складывается впечатление, что кто-то явно кукловодил всем происходящим.
Готовился ли сценарий сворачивания митинга на пл.Конституции и шествия к памятнику Ленина, где в тот момент уже никого не было? Очевидно, что организаторами Евромайдана нет. Хотели ли этого те, кто пытается дестабилизировать ситуацию в регионе? Есть основания полагать, что информационный вброс о возможной кровавой бойне, родился не на пустом месте. Когда координаторы Евромайдана попытались остудить пыл «Правого сектора» и не допустить шествия на площадь Свободы, им неожиданно вырубили микрофон и отрубили электричество.
Диалога соратников по борьбе с общим врагом, к сожалению, не получилось. Как следствие, митинг раскололся. Часть людей остались проводить акцию на пл.Конституции, где требовали признать компартию террористической организацией, говорили слова поддержки участникам антитеррористической операции и скандировали традиционные кричалки в адрес Путина.
Другие, более радикально настроенные майдановцы, пошли маршем к Ленину, с целью очистить город от сепаратистов.
Мотивы обеих групп вполне объяснимы, и обвинения в том, что кто-то выступал провокатором, а то-то истинным патриотом, не стоят выеденного яйца. Просто понятие справедливости и гражданского долга каждый понимал в тот момент по-своему.
Разгоряченной и разношерстной массой трудно управлять, на это, видимо, и был расчет тех, кто хотел нарушить покой в городе. В какой-то момент ситуация начала выходить из-под контроля. Что дальше планировал кукловод, мы так и не узнаем. Однако то, что губернатор, его заместитель, начальник областной милиции и высокопоставленные силовики тут же прибыли на место событий, свидетельствует о том, что последствия эмоциональных решений могли быть самыми непредсказуемыми.
Из происшедшего в воскресенье все участники этой неприятной истории должны сделать соответствующие выводы. Те, то бил мирных граждан – понести заслуженное наказание, власть – по настоящему взяться за сепаратистов, кто хочет защищать город с оружием в руках – записаться в батальон «Слобожанщина», где еще имеются свободные места. Не надо превращать мирные акции Евромайдана в охоту на идеологических оппонентов. Не для того созывается Народное Вече, чтобы выяснять отношения с милицией или пугать зомбированных старушек у памятника Ленина, который, к слову, давно пора демонтировать.
Но за всей эмоциональной составляющей надо понимать главное, – в событиях, произошедших в воскресенье виноваты только городские власти и никто иной. Когда в стране идет война и гибнут наши солдаты, мэрия позволяет, чуть ли не ежедневно собираться сторонникам сепаратизма в центре города и собирать помощь террористам. Хотели бы не допустить беспредела – давно прикрыли эту лавочку. Более того, антиукраинскую акцию 22 июня, которую запретил суд, нужно было разгонять с самого начала, тогда бы не случилось столкновений в саду Шевченко. Ну, а так все логично – власти спустя рукава выполняют свои обязанности, позволяют сепаратистам устраивать шествия по городу, и как результат, возмущенный народ пытается собственными силами навести порядок. Как может и как умеет. А что ему еще остается делать, если он не хочет повторить судьбу соседних областей, где отмалчивались и в результате получили войну и террор?
События 22 июня – тревожный сигнал для Харькова, куда с возвращением мэра вернулась атмосфера страха, тревоги и провокаций. На сей раз все обошлось разбитой головой, десятками задержаний и дубинками «Грифона». Но кукловод не дремлет, и раскачивать ситуацию, чтобы показать, кто в городе хозяин, Кернесу сегодня выгодно. Очевидно, что формат Евромайдана сегодня требует трансформаций и переосмысления. Силовикам тоже стоит задуматься над своим будущим, областным властям идти к людям не лишь, когда их начинают бить, а гражданам выходить с протестом не только тогда, когда в городе свирепствуют боевики. Воскресное Вече поставило много вопросов, от решения которых будет зависить судьба прифронтового города. Давайте не будем забывать, что флаги Харьковской народной республики уже изготовлены, и то, что на сей раз они не пригодились, вовсе не означает, что завтра не найдутся желающие ими воспользоваться.