Еще вчера в западных областях Украины шли захваты административных зданий. Волна беспорядков приближалась к Одессе. И в нашем городе начал распространяться псевдо-патриотический угар с призывами к горожанам выходить на защиту органов власти от захвата приезжими правыми боевиками. Конечно, я не поддерживаю правых ультрас. Но идти защищать власть регионалов, которая несколько лет садистски издевалась над нами? В соц.сети на такую реплику мне возразил гражданин из Харькова, мол, орган власти – это тоже часть города. Разумеется, но лишь настолько, какой частью тела является нарыв.
По сообщениям медиа, на днях крупнейшие украинские олигархи должны были встретиться и обговорить ситуацию без участия президента. К нашему общему несчастью, именно они сегодня реально решают судьбы страны. А то, что подчиненные одной их части присвоили себе имя «украинский народ», а другой, – «стабильность и порядок», еще не значит, что эти ярлыки отображают действительность. В реальности, эти финансово-промышленные группы лишь с одинаковым цинизмом используют надежду на лучшее и политическую наивность простых украинцев в своих целях власти и бизнеса, накручивая их громкими лозунгами и правильными словами.
Но зачем все эти лукавые игрища нам, одесситам, которые всегда чувствовали подвох и умели договариваться без крови? Разве наша либеральная интеллигенция два месяца мерзла под Дюком для того, чтобы 26 января ее возглавили нациствующие футбольные фанаты, и повели на обладминистрацию? Или для чего антифашистки настроенные горожане плевались по поводу лидерства ультраправых на киевском Евромайдане? Чтобы того же 26-го придворные «общественники» мобилизовали их на защиту оплота прогнившего режима, – ОГА? И при том на защиту в одном ряду с такими же ультрас, только из русских националистов. Меня со товарищи огорчает такой выбор без выбора, борьба за власть с опорой на радикальный национализм с обеих сторон.
Поэтому мы изначально дистанцировались от этой свары и сосредоточили свои усилия на защите родного города. Одесса для нас, – это, в первую очередь, не ОГА и горсовет, и даже не Дюк и Опера, а одесситы, наши земляки, наши семьи, друзья и знакомые. Любой передел власти отражается на простых гражданах. А нынешний политический кризис с уличными боями и беспорядками в жилых кварталах столицы, перекинься он на Одессу, обернется мародерством, вандализмом и даже погромами. Симптомы этого были уже налицо, – на поселке Котовского горели машины, в историческом центре хулиганы били стекла в будках шаурмы. Случайно или намеренно, в нашем замерзающем городе нагнеталось чувство страха, истерия.
Поэтому группа политических и общественных активистов из городского движения «Генеральный протест» призвала одесситов не поддаваться на уловки власти и оппозиции, а создавать свою «домовую самоохрану». Ведь как все просто: если беспорядки перекинутся на Одессу и вспыхнут сразу во множестве мест, вы не дождетесь приезда милиции, и сорганизовываться с соседями уже будет поздно. А сейчас можно просто договориться с ними и по 3-5-7 чел. выйти на вечерню прогулку с собакой, посмотреть, как там ваша машина на стоянке, снег почистить под настроение. Ничего сложного, даже как-то обыденно. Но капля за каплей, дом за домом такие инициативы будут сплетаться в сети кварталов и районов, куда ни один мародер потом не сунется, да и свои хулиганы будут знать, что надо вести себя тише.
Первая группа самоохраны возникла из наших активистов на Нежинской, затем инициативу поддержали одесситы с Днепропетровской дороги, Головковской, Мясоедовской, Новой, подтягиваются другие неравнодушные горожане. Разработаны простые инструкции, ведется методическая и информационная поддержка зарождающихся групп в других районах города. Всё гениальное просто. И наша инициатива требует небольших и даже приятных усилий, дает возможность каждому из нас почувствовать себя маленьким героем. Но, вот, критическая масса таких проявлений соседской взаимопомощи потом станет решающим фактором в наших отношениях с властями. Кто бы не победил в борьбе за власть, регионалы или националисты, им придется считаться с солидарной позицией одесситов, которая зарождается прямо сейчас, на заснеженных улицах, в патрулях домовой самоохраны.