Прошла неделя, после наступления 5778 года со дня сотворения мира, согласно еврейскому календарю. Именно на Рош ха Шана, хасиды (одно из течений иудаизма) со всего мира стремятся прибыть в городок Умань, что в Черкасской области Украины. Большинство хасидов уже покинули Украину и самое время подвести небольшие итоги.
Для начала вспомним, что хасидизм зародился на территории когда-то Речи Посполитой. Основоположник этого течения европейских евреев раввин Бешта, который в 1740 году обосновался в местечке Меджибож (Подолье – ныне Украина). А уже один из его последователей — раввин Нахман Цадик из Брацлава стал последним мудрецом хасидизма. Вот именно благодаря ему, точнее тому, что он в конце жизни решил приехать в городок Умань где и умер в 1810 году и там же завещал себя захоронить, в Умань ежегодно высаживается десант паломников в черно-белом (традиционные цвета одежды хасидов).
Одна из принципиальных вещей, которую проповедовал Нахман Цадик – то, что смерть надо встречать не в горе. Он завещал всем своим последователям встречать еврейский Новый год – Рош Ха Шана именно на его могиле. Именно поэтому хасиды со всего мира стремятся в эти сентябрьские дни (а даты Нового года по еврейскому календарю плавающие) попасть в Умань.
Само паломничество приняло такие масштабные формы все же в последние 26 лет назад, с момента восстановления независимости Украины. На это повлияло несколько факторов: 1) научно технический прогресс позволил совершать паломничество без труда (сел на самолет и все) и это уже не так затратно как 100 лет назад. 2) До распада Российской империи в 1917 году большинство хасидов проживало на территории нынешней Польши и Украины и все это было частью Российской империи, а сами евреи не имели права выезда с черт оседлости (законы Российской империи). 3) После захвата власти большевиками всякого рода религиозность и ее проявления были под запретом. Да, и само государство Израиль, где теперь проживает основная масса хасидов, возникло только в 1948 году.
В общем, возрождение Умани как места массового паломничества правоверных евреев хасидиского направления началось в начале 90х. Правда, сперва их приезжало в город не больше 200-300 сотен человек.
За пару десятилетий массового десанта хасидов в Украину их уже научились встречать. Перевозка хасидов производится чартерными рейсами. Только аэропорт Киев (Жуляны) принял в этом году 140 рейсов — а это порядка 16 тысяч человек. Для хасидов в этом году в международном аэропорту «Киев» специально переоборудовали терминал D. Добавили туалетов и мест, где можно поесть. Основной пассажиропоток — из Израиля, хотя есть рейсы и с хасидами из Польши. И это только в одном из аэропортов. Хасиды прилетают в Украину и из Америки, Великобритании и даже из Аргентины.
В этом году на еврейский Новый год прибыло порядка 40 тысяч паломников – это рекордное число хасидов.
По мнению представителей горсовета Умани, инфраструктура города еле справляется с таким наплывом людей. Для города, в котором проживает всего 85 тысяч человек, увеличение его жителей (пусть и на неделю) приблизительно в половину – почти катастрофа. Хасиды хоть и селятся компактно – в одном квартале, где и стоит синагога с могилой их мудреца Цадика Нахмана, но нагрузка идет на всю городскую электросеть и водоснабжения. Это еще связанно с религиозной особенностью приезжих.
Дело в том, что в дни праздника им нельзя включать электроприборы и воду. Поэтому минимум на 2 дня вода течет постоянно из всех кранов и свет горит круглосуточно. Из-за этого в других районах города меркнет свет и вода из крана еле течет. И тут впору вспомнить вполне антисемитскую поговорку «если в кране нет воды – ее выпили ж…ы».
Впрочем, именно этот массовый наплыв хасидов в Умань позволяет пополнить бюджет города. Так, в бюджеты всех уровней от услуг оказанных паломникам (тут торговля, кстати одно торговое место в еврейском квартале стоит 2800 гривен), налоги от торговых точек и даже сборы от гостинец, хостелов и мини-отелей) в 2016 году проступило порядка 9 млн гривен. В городскую казну из этих денег поступает порядка 3,7 млн – а это около 5% городского бюджета.
Денег могло быть и больше, если бы с хасидов брали так называемый туристический сбор. К примеру, по 10 долларов с человека – и это уже существенный доход в казну города. Может быть тогда и мощности энергосети и водоканала увеличили бы.
Есть еще одна статья доходов, которая по сути уже много лет вписывается в недочет: очень много квартир в квартале, где традиционно селятся хасиды, выкупили сами паломники. Только приезжают они в город как раз только на праздники. И никаких коммунальных платежей (за отопление) – не осуществляют.
Также нет никаких налогов с тех, кто в этот период сдают свои квартиры хасидам. А квартиры тут реально золотые – за неделю можно заработать на полгода безбедной жизни. Так трехкомнатная квартира на первом этаже на улице Пушкина (центральная улица в еврейском квартале) на неделю для 10-12 человек будет стоить – 4000 долларов.
Расчеты тут на эту неделю идут в американских долларах. Шапка из меха кролика – 20 долларов, лисья шкурка – 30 долларов (хасиды их раскупают с огромным удовольствием), простая детская игрушка – дудка для надувания мыльных пузырей – 3 доллара (ей красная цена гривен 20).
Одним из самых прибыльных бизнесов для местных является работа носильщика. Так, донести один большой чемодан стоит 2 доллара, маленький – 1 доллар. Оптом может быть дешевле – но тут главное иметь тележку для перевоза груза. Те, кто хочет работать носильщиком обязательно регистрируются в полиции. Ибо без специального пропуска в еврейских квартал в эту неделю не попасть.
К безопасности тут уделяют максимальное внимание. Помимо обеспечения общественного порядка перед правоохранителями стоит еще задача противодействия возможным терактам. Ведь 40 тысяч евреев в одном месте на очень небольшой территории всегда может привлечь внимание мирового терроризма. А в направлении противодействия террористам равных в мире израильским полицейским нет. Поэтому-то и приезжают они в Украину на дни празднования Рош Ха Шана в Умань. В этом году их прибыло в Украину 15 человек. Все они из подразделения «Ясам», специализирующемся как раз на борьбе с терроризмом. Впрочем, помимо этих функций на израильских силовиках еще очень важная миссия – быть консультантами в общении с вполне специфический публикой для украинских коллег. Их в этом году в Умани работало 500 человек.
Тут уже привыкли к периодическим конфликтам внутри хасидов. Это для нас они все на одно лицо, а на самом деле в Умань приезжают представители очень многих течений. Большинство конечно из Израиля, но всего паломников прибывает ежегодно из 50 стран мира.
И когда порядка 40 тысяч человек сконцентрированы в одном маленьком квартале происходит многое. Так, в прошлом году запрет на въезд в Украину получили порядка 10 человек. Причины разные: от банального хулиганства, до употребления и распространения наркотиков. Есть и те, кто нарушает миграционное законодательство и остается в Умани надольше, чем положено.
Еще к одной из традиционных неприятностей, сваливающихся на службы спасения Умани, являются постоянные пожары в ночи. Для хасидов в порядке вещей оставить зажжённые свечки на подоконнике и уйти молится. Или жарить шашлыки на мангале прямо в квартире или на балконах. В этом году в одном из пожаров спасли 12 хасидов.
Часто развлечения самих паломников заходят крайне далеко. Так, в этом году брошенный самодельный взрывпакет попал на крышу гаража. В результате ранение получил подросток-израильтянин.
Однако, все эти «ужасы» не становятся причиной того, чтобы приостановить путь паломникам в Умань. Значит, это выгодно многим: представителям власти Умани, которые умудряются получать взятки за право торговли в квартале (в этом году задержали одного из чиновников города). Местным жителям, зарабатывающим на аренде недвижимости и торговле. И даже комунальщикам, которым благотворительный фонд имени Цадика Нахмана платит приличную сумму за уборку территории в дни паломничества и после. И аэропорты, обслуживающие прилет огромного числа хасидов в Украину.
В принципе, если власть будет рассматривать процесс приезда хасидов не ситуативно, от года к году, а стратегически и разработает программу – то 5% в городской бюджет вполне могут превратиться во все 50%. Было бы только желание. Ибо сама могила раввина Нахмана в Умани, как бы это цинично не звучало, "золотая жила".