1.
Англо-французские предложения, представленные правительству Чехословакии 19 сентября 1938 г.
1. Представители французского и британского правительств консультировались сегодня по вопросу об общем положении и рассмотрели доклад британского премьер-министра о его переговорах с г-ном Гитлером. Британские министры равным образом представили своим французским коллегам свои заключения, к которым они пришли на основе представленного им лордом Ренсименом отчёта о работе его миссии. Представители обеих сторон убеждены, что в результате недавних событий создалось такое положение, когда дальнейшее сохранение в границах чехословацкого государства районов, населённых главным образом судетскими немцами, фактически не может более продолжаться без того, чтобы не поставить под угрозу интересы самой Чехословакии и интересы европейского мира. В свете этих соображений оба правительства вынуждены прийти к заключению, что поддержание мира и безопасности и жизненных интересов Чехословакии не может быть эффективно обеспечено, если эти районы сейчас же не передать Германской империи.
2. Это могло бы быть осуществлено либо путём прямой передачи, либо в результате плебисцита. Мы понимаем связанные с плебисцитом трудности, и нам известны уже изложенные вами возражения против этого пути, в частности возможность далеко идущих последствий в случае, если к этому вопросу подходить с точки зрения столь широкого принципа. По этой причине, и поскольку не поступит противоположных сообщений, мы предусматриваем, что вы, вероятно, предпочтёте разрешить проблему судетских немцев путём прямой передачи Германии и в качестве обособленного вопроса.
3. Подлежащая передаче территория должна, вероятно, включать районы, немецкое население которых составляет свыше 50%, однако мы должны надеяться путем переговоров договориться об условиях исправления границ в тех случаях, когда это необходимо, посредством того или иного международного органа, включающего чешского представителя. Мы убеждены, что передача меньших районов на основе более высокого процентного соотношения явится нецелесообразной.
4. Указанному международному органу равным образом можно было бы передать вопросы о возможном обмене населения на основе права оптации в течение некоторого определённого срока времени.
5. Мы признаём, что в случае согласия правительства Чехословакии с предложенными мероприятиями, связанными с существенными изменениями в положении государства, оно будет вправе просить некоторую гарантию своей будущей безопасности.
6. В соответствии с этим правительство его величества в Соединённом Королевстве было бы согласно, в качестве вклада в дело умиротворения Европы, присоединиться к международной гарантии новых границ чехословацкого государства против неспровоцированной агрессии. Одним из основных условий такой гарантии явилось бы ограждение независимости Чехословакии путём замены существующих договоров, связанных с взаимными обязательствами военного характера, общей гарантией против неспровоцированной агрессии.
7. Как французское, так и британское правительства понимают, сколь велика жертва, требуемая от чехословацкого правительства делу [обеспечения] мира. Но поскольку это дело является общим для всей Европы и в частности и для Чехословакии, то они считают своим общим долгом изложить откровенно условия, необходимые для обеспечения этого дела.
8. Премьер-министр должен возобновить переговоры с г-ном Гитлером не позднее среды, а если представится возможным, даже раньше. Поэтому мы полагаем, что нам надлежит просить вас дать ответ как можно раньше.
2.
Текст ответа Чехословакии на англо-французские предложения, переданный 20 сентября 1938 г.
Чехословацкое правительство благодарит британское и французское правительства за сообщение, которое они сделали и в котором они формулируют свою точку зрения на решение нынешних международных затруднений, касающихся Чехословакии. Сознавая ответственность, которую они несут как в интересах Чехословакии, её друзей и союзников, так и в интересах всеобщего мира, оно высказывает убеждение, что предложения, заключающиеся в сообщении, не пригодны для достижения цели, которую преследуют британское и французское правительства в своих усилиях в пользу сохранения мира.
Эти предложения были выработаны без выяснения мнения представителей Чехословакии. Они направлены против Чехословакии, которая не была даже выслушана, хотя чехословацкое правительство обращало внимание на то, что оно не может принять ответственность за заявления, сделанные без её согласия. Отсюда понятно, что упомянутые предложения не могут быть приемлемыми для Чехословакии.
Согласно конституции чехословацкое правительство не может принять решения, касающегося вопроса о границах. Принятие такого решения было бы невозможно без нарушения демократического режима и правового порядка чехословацкого государства. Во всяком случае было бы необходимо запросить парламент.
По мнению правительства, принятие предложений такого характера равнялось бы добровольному и полному искалечению государства во всех направлениях. Были бы полностью подорваны экономика и транспорт Чехословакии, а в стратегическом отношении она попала бы в исключительно тяжёлое положение. Рано или поздно Германия подчинила бы её себе полностью.
Но если бы Чехословакия и решилась пойти на предлагаемые ей жертвы, всё же вопрос об обеспечении мира ни в коей мере не был бы разрешён:
a) Многие судетские немцы по хорошо известным причинам предпочли бы эмигрировать из рейха и жить в демократической атмосфере чехословацкого государства. В результате появились бы новые затруднения и новые национальные споры.
b) Паралич Чехословакии имел бы в результате глубокие политические перемены во всей средней и юго-восточной Европе. Равновесие сил в средней Европе и Европе вообще было бы уничтожено; это повлекло бы за собой далеко идущие последствия для всех остальных государств, а особенно для Франции*.
* Была оккупирована 22 июня 1940 г. — А. К.
c) Чехословацкое правительство искренне благодарно великим державам за их намерение гарантировать целостность Чехословакии, которое оно понимает и весьма высоко ценит. Такая гарантия действительно открыла бы путь к соглашению между всеми заинтересованными сторонами при условии, если нынешние национальные споры были бы дружески урегулированы и притом таким образом, чтобы не обрекать Чехословакию на неприемлемые жертвы.
За последние годы Чехословакия дала многочисленные доказательства своей непоколебимой преданности делу мира. Под давлением своих друзей в переговорах по судето-немецкому вопросу Чехословакия шла так далеко, что это было с благодарностью признано всеми странами. В одном из заявлений британское правительство также отмечало, что нужно не выходить за рамки чехословацкой конституции, и, наконец, сама партия судетских немцев, когда ей были переданы последние предложения правительства, не отклонила их, а публично признала, что намерения правительства были серьёзны и искренни. Несмотря на то, что среди части судето-немецкого населения только что вспыхнуло восстание, которое было подготовлено извне, правительство торжественно заявило, что оно всё ещё придерживается тех предложений, которые отвечали пожеланиям судето-немецкого населения. Оно ещё и сегодня считает эти предложения осуществимыми, поскольку они касаются национального вопроса в республике.
Чехословакия всегда оставалась верной заключённым договорам и выполняла свои обязательства, вытекающие из них, как в интересах своих друзей, так и Лиги наций и её членов или остальных народов. Она была и до сих пор остаётся готовой сохранять эту верность при всех условиях. Если она теперь сопротивляется возможности насилия, то делает это на основании ещё недавних обязательств и заявлений своего соседа, а также на основании договора об арбитраже от 16 октября 1926 г., который нынешнее германское правительство в нескольких своих заявлениях признало действительным. Чехословацкое правительство заявляет, что этот договор может быть применён, и просит об этом. Уважая свою подпись, оно готово принять любое арбитражное решение, которое было бы вынесено. Этим мог бы быть прекращён всякий спор. Это сделало бы возможным принятие быстрого, почётного и достойного для всех участвующих государств решения.
Отношения Чехословакии к Франции всегда покоились на уважении и преданнейшей дружбе и союзе, которые никогда ни одно чехословацкое правительство и ни один чехословак не нарушит. Она жила и живёт верой в великий французский народ, правительство которого так часто давало ей заверения в прочности своей дружбы. С Великобританией её связывают чувства преданности, традиционной дружбы и уважения, которыми Чехословакия всегда будет полна в неразрывном сотрудничестве между обеими странами, а также в общих усилиях, направленных к сохранению мира, каким бы ни было положение в Европе.
Чехословацкое правительство сознаёт, что прилагаемые британским и французским правительствами усилия являются результатом их искренней симпатии, и искренне благодарит за это. Тем не менее, исходя из приведённых доводов, оно вновь обращается к ним с последним призывом и просит, чтобы онипересмотрели свою точку зрения. Оно делает это, веря, что защищает не только свои собственныеинтересы, но также и интересы своих друзей, дело мира и дело здорового развития Европы. В этот решительный момент речь идёт не только о судьбе Чехословакии, но также и о судьбе других стран и особенно Франции.
Прага, 20 сентября 1938 года.
3.
Ответная нота британского правительства на чехословацкую ноту
21 сентября 1938 г.
По мнению правительства его величества, ответ чехословацкого правительства никак не соответствует тому критическому положению, которое стремились предотвратить англо-французские предложения. Если бы этот ответ был принят, то опубликование его привело бы, по мнению правительства его величества, к немедленному германскому вторжению. Поэтому правительство его величества предлагает чехословацкому правительству взять этот ответ обратно и безотлагательно найти иное решение, исходя из реальной обстановки. На основе полученного ответа у правительства его величества не могло бы быть надежды на положительный результат предполагаемого второго визита к г-ну Гитлеру, и премьер-министр был бы вынужден отменить соответствующую для того подготовку. Правительство его величества просит поэтому чехословацкое правительство спешно и серьёзно взвесить все последствия, прежде чем оно создаст ситуацию, за которую правительство его величества не могло бы принять на себя ответственность.
Правительство его величества было бы, конечно, готово предложить германскому правительству чехословацкий проект арбитража, если бы полагало, что при данном положении могла быть какая-либо надежда на то, что он вызовет благоприятное отношение. Но правительство его величества не может ни на минуту поверить, что это предложение окажется ныне приемлемым, а также не может полагать, чтобы германское правительство считало ситуацию такой, какая могла бы быть разрешена арбитражем, как это предлагает чехословацкое правительство.
Если бы чехословацкое правительство, рассмотрев снова вопрос, сочло себя вынужденным отклонитьэтот совет, то оно, конечно, должно иметь свободу каких угодно действий, которые оно сочтёт соответствующими ситуации, какая могла бы создаться позднее.
4.
Меморандум чехословацкой миссии в Москве народному комиссариату иностранных дел СССР
Вчера, 21 сентября, в 17 часов посланникам Франции и Англии в Праге был сообщён следующий ответ чехословацкого правительства:
1. Вынужденное обстоятельствами и под чрезвычайным давлением французского и английского правительств правительство Чехословацкой республики с горечью принимает франко-английские предложения, предполагая, что оба правительства сделают всё, чтобы при осуществлении названных предложений были обеспечены жизненные интересы Чехословацкой республики.
2. Правительство Чехословацкой республики с прискорбием констатирует, что при выработке этих предложений оно не было даже предварительно запрошено.
Правительство сожалеет, что не было принято его предложение об арбитраже.
Правительство принимает франко-английские предложения как нераздельное целое и подчёркиваетособое значение для него обещанного принципа гарантий.
От А. К.:
Прошло почти 80 лет.
Никто ничему не научился.
Только сегодня те же «цивилизованные» страны сдают, умиротворяя агрессора, уже Украину.
Названия München и Минск даже визуально удивительно схожи.