Бюджетный лабиринт Харьковского горисполкома

На январской сессии Харьковский горсовет принимал бюджет Первой столицы на 2015 год. Все помнят, в какой обстановке это происходило. Проект бюджета был роздан депутатам накануне сессии, и в условиях цейтнота его необходимо было проанализировать.

Фракция партии  «Народный Фронт» решила поддержать бюджет, потому что город без главного финансового документа жить не может. Страдать от этого будут харьковчане. И поэтому мы проголосовали за него, понимая, что финансирования требуют, в первую очередь, социально-защищенные статьи. Это и зарплата работников бюджетной сферы, и оплата потребленных бюджетными учреждениями энергоносителей, и многое другое.

Но при этом у нашей фракции было одно важное условие. Бюджет должен быть прозрачным, и в принятый документ должны вноситься необходимые изменения в процессе дальнейшей работы.

Геннадий Кернес пообещал, что так и будет.  Пообещал в прямом эфире, что заместитель харьковского городского головы – директор Департамента бюджета и финансов Харьковского горсовета Татьяна Таукешева готова дать любые пояснения по финансовым вопросам.

Проанализировав бюджет, я и другие депутаты нашей фракции отправили 13 депутатских запросов, как на имя заместителей мэра, так и в адрес профильных департаментов горсовета.

Вопрос №1, который нас интересовал: почему был увеличен резервный фонд в нарушение статьи 24 Бюджетного кодекса с максимально допустимого 1% до 8,2%? Для понимания, в цифрах это составляет почти полмиллиарда гривен.

Ответ директора  Департамента бюджета и финансов Таукешевой Т. Д.:

 «Решением 39 сессии 6 созыва от 25.02.2015г. объем резервного фонда бюджета города уменьшился с 460 млн. грн. до 51,5 млн. грн., что не превышает 1% объема расходов общего фонда бюджета».

В общем-то, понятный ответ. Но у нас, в связи с этим, возник вопрос №2: почему резервный фонд был изначально увеличен, и на какие статьи расходов в бюджете перераспределили средства от уменьшения резервного фонда в размере 410 млн. грн.

Ответ Таукешевой Т. Д.:

«…Департамент бюджета и финансов Харьковского городского совета подчинен Харьковскому городскому совету, его исполнительному комитету и городскому голове. Согласно ст. 12 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» главным должностным лицом территориальной громады города является городской голова.  Городской голова возглавляет исполнительный комитет городского совета. Учитывая изложенное, обращение по поднятым Вами вопросам необходимо направить на имя Харьковского городского головы…»

Достаточно странный ответ ни о чем, учитывая, что вопрос касается перераспределения бюджетных средств. И именно Таукешева Т. Д. отвечает за составление бюджета и обосновывает его в комиссии и на сессии перед депутатами. В ст.12 Закона, на которую ссылается в своем ответе директор Департамента, просто констатируется, то, что все и так знают. А именно, что главным должностным лицом территориальной громады города является городской голова.

Вопрос №3, который нас интересовал – это предоставление перечня целевых программ на 2015 год с указанием источников финансирования и сумм, выделяемых на эти программы.

В ответе, который нам прислала Таукешева Т. Д, опять отсутствие конструктивного ответа и отсылка к ст. 12, которая ни о чем!!!

Вопрос №4 звучал так.  В специальном фонде бюджета города Харькова на 2015 год запланированы расходы на взносы органов местного самоуправления в уставные капиталы субъектов предпринимательской деятельности в размере 4,9 млн. грн. Мы попросили предоставить перечень субъектов предпринимательской деятельности, на взносы в уставные капиталы которых предусмотрены средства в бюджете города Харькова на 2015 год и предоставить информацию о причинах потребности в увеличении уставного фонда этих предприятий в 2015 году.

Ответом г-жи Таукешевой была прогнозированная отсылка к статье 12 Закона, а директор Департамента жилищного хозяйства Роман Нехорошков наш запрос попросту проигнорировал.

Вопрос №5. Мы попросили предоставить информацию о фонде оплаты труда Департамента бюджета и финансов, а также штатное расписание департаментов Харьковского городского совета.

Догадались, какой ответ был нами получен?

Правильно.

Несмотря на то, что Татьяна Дмитриевна Таукешева, является директором этого департамента,  на прямой вопрос, касающийся его деятельности, она снова процитировала нам неоднократно упомянутую статью 12 Закона и отослала к Геннадию Кернесу.

Вопрос №6 был о нераспределенном резервном фонде на конец 2015 года – 3,7 млн. грн. Что это за профицит бюджета и подо что резервировались данные средства?

Ответ директора Департамента бюджета и финансов не отличался оригинальностью. Она снова попросила обратиться с этим вопросом к Кернесу.

Вопрос №7 – это расходы в 2015 году на выплату Премии Харьковского городского совета «За весомый вклад в решении социально-экономических вопросов и развитие местного самоуправления», а также перечень лиц, которым присуждена и выплачивается данная премия.

В ответ на этот запрос, Департамент организационной работы предоставил копии решений сессий 2009 -2014 года с указанием премированных лиц.

Однако, согласно Постановления Кабинета Министров №65 «Про економію державних коштів та недопущення втрат бюджету», рекомендовано приостановить выплаты премий. Учитывая непростую  экономическую ситуацию в стране,  наверно стоит все-таки перенаправить эти средства на более важные цели (помощь армии, помощь переселенцам, социальные программы и т.д.).  И следующий наш запрос, как раз касается нарушения постановления КМУ.

Далее, вопрос №8, на который мы захотели получить ответ, касался расходов на содержание газеты «Харьковские Известия», на которую в 2015 году предусмотрено аж 7,3929 млн. гривен бюджетных средств.

Ответ, как вы понимаете, предсказуем.

Главный финансист города, снова нам посоветовала обратиться с этим вопросом к Геннадию Кернесу. Директор КП «Харьковские Известия» Косый Николай Иванович, отослал нас по тому же адресу, что и Татьяна Таукешева, со ссылкой на ту же ст. 12 Закона Украины.

Интересно заметить, что сам Геннадий Кернес, комментируя на днях вопрос финансовых взаимодействий коммунальных предприятий города и коммерческих фирм, имеющих отношение к главному сепаратисту Харьковщины Евгению Жилину, сказал, что у каждого коммунального предприятия есть свой директор, который сам должен отвечать за финансово-хозяйственную деятельность своего предприятия.

И это логично. Кто, если не директор Департамента бюджета и финансов  отвечает за финансово – хозяйственную деятельность горсовета? И неужели госпожа Таукешева не знает, на что из бюджета выделено 7 миллионов гривен? Возникает вопрос: кто же тогда делал смету затрат на 2015 год для составления бюджета. Неужели сам Кернес, к которому нас системно отсылает его заместитель и по совместительству главный городской финансист.

Нужно отметить, что были и чиновники, которые достаточно ответственно отнеслись к депутатскому запросу и предоставили запрашиваемую информацию в полном объеме. В частности, директор Департамента транспорта Сергей Дульфан, директор Департамента коммунального хозяйства Виктор Китанин и и.о. директора Департамента культуры Алексей Хорошковатый.

Но таких чиновников, единицы. Все остальные предпочитают сваливать все на Геннадия Кернеса, видимо, чтоб самим впоследствии ни за что не отвечать.

Саботаж ли это, некомпетентность или просто чиновникам есть что скрывать – трудно сказать. Важно, что подобное безобразие должно как можно быстрее закончиться. Наша позиция состоит в том, что горсовет обязан работать прозрачно, и мы будем этого добиваться. Каждый чиновник обязан отчитываться перед харьковчанами о том, куда идут деньги из городского бюджета и насколько эффективно они используются.

А то, что Кернес, согласно упомянутой неоднократно ст.12, городской голова и является главным должностным лицом территориальной громады города, мы и так все знаем.  Но хотелось бы напомнить чиновникам, что персональную ответственность за свои действия с них никто не снимает. И об этом нужно помнить.