Мир видится человеку таким, каким он хочет его видеть.
Если в человеке превалирует страх, он никогда не увидит свободу, которая стоит прямо перед ним. Так и останется жить в неопределенности, ожидая знамения лучшей жизни.
Мы не способны многое знать, но мы способны слышать. Слышать себя, голос своего сердца. И если этот внутренний голос сказал миллионам украинцев сегодня быть с Майданом, то это значит, что они вышли стоять не за власть, не за оппозицию, – за себя. Это стало их личным делом.
Киевский Майдан сделал очевидным отсутствие у каждого из нас любых прав на выражение мирного протеста действиям власти. Это относится и к тем, кто не приемлет Майдан, к скептикам и критикам. Многие считают вышедших на Майдан дураками, выскочками, тунеядцами, называют «майдаунами» и т. д., только никто из этих критиканов не увидел в том, что сейчас происходит, обратную сторону действа: мы все живем в рамках конституции, которая принята против народа. Регионалы в Верховной Раде своим дружным голосованием лишили каждого из нас всех прав, потому что любой протест по отношению к власти не законен по сути. Они приняли конституцию, которая забирая у народа все права, является не дееспособной как закон, охраняющий украинца как гражданина, не гарантируя ему ничего, кроме уголовной ответственности. Да и эту конституцию никто из власти не собирается исполнять. Это афера в особо крупных размерах.
Если говорить по сути, то все идет сейчас так, должно быть. Одна беда – мы привыкли жить и воспринимать жизнь формально. Мы находимся в точке противостояния силы, которая пытается подавить волю людей. Майдан – это обозначение воли людей. Сейчас воля людей – основной фактор, способный изменить противостояние.
И дело не в количестве вышедших на Майдан. Все дело в масштабе жизненной необходимости каждого пожелать изменить нашу общую жизнь.
Это выражено не только сопротивлением на майдане, а отношением каждого к тому, что происходит вокруг.
Если воля людей будет принимать форму очагового сопротивления, можно с уверенностью сказать, что власть не способна будет уничтожить этот потенциал. Время работает не на власть. И если бы мы были способны заглянуть в ближайшее будущее, то не увидели б там теперешнего "гаранта". Ситуация стала невозвратной и не поможет никакое "чрезвычайное положение", его просто никто в серьез не воспримет. Да и исполнять будет некому. Время работает на тех, кто способен жизнеутверждать очаги сопротивления – сопротивление системе в разных формах, пусть даже носящих локальный характер. Это сопротивление людей, не смирившихся с тем, что нынешняя власть продолжает жить. А формы сопротивления могут быть созданы теми, кто видит и знает слабые места этой системы.
Любое действие, которое может принести результат, должно пройти четыре фазы: обозначение, определение, проявление и утверждение результата. Сейчас время обозначения. И если обозначение даст возможность быть проявлению, следовательно, Майдан сможет реализовать ту возможность, которую он получил, благодаря воле людей. Похоже, что лидеры оппозиции это понимают интуитивно. Это же чувствуют и те, кто стоит сейчас на Майдане. Есть просто ощущение: отступать (расходиться) нельзя.
Еще никогда за годы независимости Украина не была так близка к тому, чтобы выстроить государство нового типа.
Это происходит потому, что политики от оппозиции уже не просто лидеры, они стали единомышленниками, обладающими необходимым ресурсом и способностью самоорганизоваться и организовать людей. И если это положение сохранится, можно с уверенностью сказать, что в этой среде может родиться новая Украина, выстроенная по проекту самих украинцев. А в основе проекта будет заложена энергия майдана, как потенциал, дающий каждому из нас возможность жить в единстве этого потенциала.