Эта маленькая, хрупкая женщина стала одним из символов героической борьбы национального движения крымских татар за право жить на своей родине в Крыму.
Советские власти неоднократно депортировали ее из Крыма, когда она пыталась вместе с маленькими детьми вернуться домой в шестидесятых годах. А когда ей все-таки удалось вернуться в Крым, у неё дома стены национального движения проводили свои собрания. Она дружила и совместно боролась за свободу своего народа с Андреем Дмитриевичем Сахаровым.
Последние годы она все так же активно участвовала в общественной жизни крымскотатарского народа. Много раз она приходила на суды, где уже не советские, а российские власти продолжали судить ее соотечественников.
Ее жизнь трагически оборвалась 23 ноября 2017 года.
По просьбе ее сына мной было проведено независимое расследование обстоятельств ее гибели. Теперь уже нет никаких сомнений, что в ее гибели виноваты власти Российской Федерации, фактически и юридически контролирующие территорию оккупированного полуострова.
Накануне события министр МВД РК Сергей Абисов подписал документы о проведении спецоперации «по задержанию членов запрещенного экстремистского Меджлиса крымскотатарского народа».
Речь шла о Веджие Кашка и ее друзьях Бекире Дегерменджи, Асане Чапухе, Руслане Трубаче и Казиме Аметове, которые пытались ей помочь вернуть деньги, украденные брачным аферистом, гражданином Турции Юсуфом Айтаном, который незадолго до того обманул внучку Веджие Кашка и завладел частью ее приданного.
Несмотря на то, что Веджие Кашка и ее друзья в принципе не являлись членами Меджлиса и уж тем более экстремистами, задержание происходило очень жестко. Совместными силами МВД, ФСБ и Росгвардии. В интернете есть видео, на котором видно как Бекир Дегерменджи и Асан Чапух лежат на полу кафе, где их задержали. Кадры с задержанием Веджие Кашка органы публиковать не стали. Мало того, вечером того же дня в ресторан по соседству, на чьи камеры могли попасть обстоятельства задержания Веджие Кашка, явились неизвестные люди с удостоверениями сотрудников ФСБ и забрали жёсткие диски с записями.
Поэтому последующие события пришлось восстанавливать на основе показаний очевидцев.
Всего в задержании Веджие Кашка принимало участие несколько человек. Это сотрудники ЦПЭ МВД Шамбазов Р.Р., Уразов К.В., Белашов Н.Н., сотрудники Росгвардии Греков С.В., Светиков Р.В., сотрудник МВД Кашпанов С.А., следователь МВД Сидиропуло И.Г., руководитель следственной группы МВД Рутковский М.А.
Точные обстоятельства и роль каждого из указанных должностных лиц должны были быть установлены следствием Следственного комитета РФ, однако эффективного расследования проведено так и не было. Наоборот, на протяжении более двух лет следственный отдел Следственного комитета по Киевскому району Симферополя, ГСУ СК по РК, Киевский районный суд Симферополя, Верховный суд Крыма всячески препятствовали возбуждения уголовного дела по факту гибели Веджие Кашка.
Согласно заключения независимого специалиста, врача высшей категории Гамирова О.Ф., стремительное ухудшение состояния здоровья Веджие Кашка было спровоцировано стрессогенной ситуацией, связанной с силовым задержанием Веджие Кашка и ее друзей.
Достоверно удалось установить, что сразу после задержания Веджие Кашка, когда у неё начало стремительно ухудшаться состояние здоровья, ей вызвали скорую помощь и не дождавшись вызванной машины остановили другую карету скорой помощи, которая проезжала по улице.
Но вместо того, чтобы ее экстренно везти в реанимацию стационара, своим решением следователь Сидиропуло И.Г. начала проводить в отношении Веджие Кашка следственные действия, прямо в машине скорой, чем более на полчаса задержала отправку Веджие Кашка в больницу. В результате ее не довезли. Она скончалась прямо в машине скорой помощи.
Правовую оценку всем этим обстоятельства должно было дать следствие. Однако, вопреки нашим с Ибрамом Кашка – сыном Веджие Кашка усилиям, дело так и не возбудили.
Яркой иллюстрацией отношения российских властей к смерти Веджие Кашка стала фраза, брошенная судьей Киевского райсуда Симферополя, во время одного из заседаний по обжалованию бездействия следствия: «Ну а что вы хотите! Бабушка старой была, вот и умерла сама».
Борьба за справедливость в отношении Веджие Кашка продолжается. Исчерпав все возможности в рамках российской юрисдикции, родные Веджие Кашка обратились в Европейский суд по правам человека. Жалоба уже направлена туда пару недель назад. Ожидаем коммуникацию суда.
Я убеждён, несмотря на все сложности, на противодействие российской репрессивной системы, на все эти попытки «не сдать своих», виновные в гибели этой героической женщины окажутся на скамье подсудимых и правда восторжествует.