Умер Владимир Войнович.
Да, это «не наш» классик. Но не к лицу родине [киевско-]русского языка (хоть и украденного северной соседкой) открещиваться от всего, что на нём создано (а то можно и часть творчества Шевченко потерять).
К тому же, шовинизм в литературе — явление довольно мерзкое. Вот, например, как отвратительно следующее высказывание Набокова о Гоголе:
«В период создания «Диканьки» и «Тараса Бульбы» Гоголь стоял на краю опаснейшей пропасти (и как он был прав, когда в зрелые годы отмахивался от этих искусственных творений своей юности). Он чуть было не стал автором украинских фольклорных повестей и красочных романтических историй. Надо поблагодарить судьбу (и жажду писателя обрести мировую славу) за то, что он не обратился к украинским диалектизмам как средству выражения, ибо тогда бы он пропал. Когда я хочу, чтобы мне приснился настоящий кошмар, я представляю себе Гоголя, строчащего на малороссийском том за томом «Диканьки» и «Миргороды» — о призраках, которые бродят по берегу Днепра, водевильных евреях и лихих казаках.»
Вот такому варварскому подходу и не хочется уподобляться. Украина должна быть выше подобного дикарства («что не на нашем, то отвратительно»).
Потому на этом блоге и можно найти материалы о Крылове, Цветаевой, Евтушенко, Паустовском, Высоцком, Шаове.
Как и они, Войнович есть явление мировой культуры. Он стал, по сути, Нострадамусом нашего времени, предсказав чрезвычайно точно то, что казалось невероятным.
О таких озарениях речь шла в моём материале «Я знаю силу слова», где говорилось и о феномене Войновича: «в «Москве 2042» (написана в 1986 г.!) были и Августовская (1991 г.?) революция, и перекрашивание полит. элит, и кольца враждебности (относительно Москвы), первым из которых было Сыновнее кольцо враждебности (бывшие союзные республики), и многое другое.
Среди этого другого — возвеличенный донельзя руководитель их страны, в прошлом — офицер госбезопасности, работавший в Германии. А вот тут уже имеем дело не просто с совпадением, здесь нечто большее.»
Кстати, описано там и то, как от «вождя» соратники избавились — отправив его в бессрочную инспекцию в космос. Возможно, у России нечто эдакое ещё впереди?
Творчество Войновича достаточно разнообразно. Там и гимн космонавтов («Запрaвлены в планшеты космические карты»), и знаменитый Иван Чонкин, и многое другое.
Но приведу лишь самое «политическое» — его вариант нового гимна РФ:
Распался навеки союз нерушимый.
Стоит на распутье великая Русь.
Но долго ли будет она неделимой,
Я этого вам предсказать не берусь.
К свободному рынку от жизни хреновой,
Спустившись с вершин коммунизма, народ
Под флагом трёхцветным с орлом двухголовым
И гимном советским шагает вразброд.
Припев:
Славься, Отечество наше привольное,
Славься, послушный российский народ,
Что постоянно меняет символику
И не имеет важнее забот.
Когда-то под царскою властью мы жили,
Но вот наступила заря Октября.
Мы били буржуев и церкви крушили,
А также поставили к стенке царя.
Потом его кости в болоте достали,
Отправили в Питер на вечный покой.
Простите, товарищи Ленин и Сталин,
За то, что дошли мы до жизни такой.
Припев
Сегодня усердно мы Господа славим
И ленинским молимся славным мощам,
Дзержинского скоро на место поставим
Затем, чтобы он нас пугал по ночам.
Мы всем офицерам дадим по квартире,
И пенсии выплатим всем старикам,
И всех террористов замочим в сортире,
И всем олигархам дадим по мозгам.
Припев
Коррупционеров засадим в Бутырку,
Чтоб знали, насколько закон наш суров,
Мы выдадим всем мужикам по бутылке,
А бабам на выбор дадим мужиков.
Мы время теряли в борьбе и тревоге,
Но нынче мы снова на верном пути,
Вот только б опять дураки и дороги
Нам не помешали до цели дойти.
Припев:
Славься, Отечество наше привольное,
Славься, послушный российский народ,
Что постоянно меняет символику
И не имеет важнее забот.
Земля пухом.