Бывший президент Румынии Траян Бэсеску заявил, что представит на утверждение парламента страны декларацию о денонсации пакта Молотова-Риббентропа, который, по его словам, привел к передаче территории Молдавии в состав СССР.
«Я, как президент, осуждаю пакт Молотова-Риббентропа. И намерен на следующей неделе подать в парламент Румынии проект декларации, подписанный мной и другими депутатами парламента, о денонсации этого пакта и его последствий. Мы обязаны это сделать».
Политик утверждает, что вследствие пакта в составе Советского Союза оказались несколько государств: «Три страны Балтии вышли из состава Советского Союза и стали независимыми членами ЕС и NАТО, Польша стала государством, интегрированным в ЕС и NАТО. А Румыния потеряла Бессарабию, и не вернула ее».
Восстановление границы Румынии по берегу Днестра является целью страны, для которой пришло «время возрождения достоинства ее народа».
Фактически речь идёт о возвращение Румынии в границы начала 1940 года, что затрагивает национальные интересы Молдовы и Украины.
Если Молдова теоретически может согласиться на вхождение в состав Румынии, то для Украины такое решение может быть губительным. Кроме территории нынешней Молдовы, в состав Румынии также входили территории украинской Бессарабии и часть Черновицкой области.
По мнению Т. Бэсеску румынско-украинская граница должна проходить по реке Днестр от Каменца-Подольского до Белгород-Днестровского лимана.
Таким образом, заявляя о намерении пересмотра сложившихся после 1945 года границ, Румыния уже обозначает наличие территориальных претензий к Украине.
«Румынский прецедент» может стать поводом для выдвижения к Украине аналогичных претензий со стороны других стран.
Наиболее значительные территориальные претензии к Украине может предъявить Польша.
В Польше уже приняты соответствующие законы для реституции и подписано более двух сотен реституционных исков.
О территориальных претензиях со стороны Польши свидетельствуют высказывания польских политиков и дипломатов.
В ходе заседания круглого стола, который получил свое название «Волынский эксперимент: дорога к польско-украинскому перемирию», вице-консул Польши в Луцке Марек Запур заявил: «Львов – это польский город, так как в начале 20 века украинского государства не существовало».
Примечательным в польской политике является то, что предъявлять аналогичные претензии к Беларуси поляки не спешат.
Также, Венгрия может предъявить претензии на юго-западные районы Закарпатья, присоединённые к Украине в 1945 году, и где население преимущественно состоит из этнических венгров. Определённую идеологическую работу они уже проводят.
Отдельно следует отметить, что такое развитие событий вполне бы устроило нынешнее руководство России.
В Российском обществе уже давно популярен тезис о том, что нынешняя Украина это преимущественно территории подаренные «Русскими царями» и правительством СССР.
Таким образом, Россия пытается оправдать аннексию Крыма в 2014 году и готовит идеологическую почву для будущих действий.