Думки

"Европейские энергетические пасьянсы", а где же Украина?

25 Липня 2017 21:53
Татьяна КОВАЛЬЧУК

США решили более активно включиться в европейский энергетический рынок, тем самым способствуя диверсификации поставок газа в Европу, тем самым ослабляя влияние в этой сфере России.

Актуальность связана с тем, что из-за возможного кризиса в 2019 году и сложностей во взаимоотношениях с Турцией, ЕС может ощутить дефицит газа. Именно по этой причине происходит поиск альтернативных путей.

Активизацию энергетической политики США в отношении Европы и интерес Вашингтона к проекту «Триморье», по сути, можно считать альтернативой Eastring, TANAP, «Северному», «Южному» потокам и т.д.

 

«Саммит Трех морей» и роль Трампа

Дональд Трамп предлагает своим европейским союзникам ослабить энергетическую зависимость от России. Именно это поэтому американский президент посетил региональный «Саммит Трех морей» (Польша).

Вашингтон попытается использовать запасы газа США в качестве политического инструмента. Позицию США можно охарактеризовать исходя из заявления Д. Трампа на саммите G-20: «Соединенные Штаты никогда не будут использовать энергию, чтобы принуждать ваши народы, но мы не можем позволить другим делать это».

Соответствующие действия Трампом согласовываются с объявленной им т.н. «золотой эпохой» энергетического бизнеса США – увеличение экспорта природного газа, угля и нефти за границу.

 

США – новая энергетическая роль в Европе

Уже длительный период времени происходит переструктурирование европейского рынка газа. Пусть не быстро, а постепенно формируется свободный рынок газа с как можно меньшей привязкой потребителей к газопроводам. В качестве альтернативы рассматривается LNG терминалы.

Можно говорить о стратегии ориентированной на отказ европейских потребителей от долгосрочных контрактов с Газпромом. При этом диверсификация путей и формы поставок может способствовать уменьшению объемов и сроков поставок российского газа (к 2020-2030 г.г.).

Существенную роль в этом процессе может сыграть увеличение объемов поставок LNG-газа, расширение инфраструктуры. Пока что необходимые мощности и технические возможности есть только у Польши и Литвы.

При этом, стоит учитывать и сложности, которые связаны с тем, что факт поставок LNG-газа из США не способен кардинальным образом повлиять на энергетический рынок Европы. Во всяком случае, как минимум до 2020 года ситуация кардинально не изменится, ввиду того, что пропускной способности действующих мощностей недостаточно.

Ситуация с контрактом США с Польшей тоже не так однозначна, ввиду того, что последняя скорее получила альтернативный источник поставки и дополнительный козырь в переговорах с Москвой. Ведь, по имеющейся информации, вероятные объемы по контракту с американскими контрагентами не достаточны для отказа от российского газа.

Дополнительные сложности проявляются в том, что США «с опозданием» заявило о своих намерениях экспортировать LNG-газ в Европу. Именно поэтому придется учитывать контекст серьезной конкуренции.

Придется конкурировать с крупнейшими поставщиками природного газа в Европу: (1) Россия, (2) Норвегия, (3) Алжир, (4) Катар, (5) Нигерия, (6) Азербайджан, (7) Ливия, (8) Тринидад и Тобаго, (9) Перу.

Страны имеющие LNG-терминалы (Польша и Литва) уже получают сжиженный газ по контрактам из Катара и Норвегии. Не случайно, по информации MIND, США пытаются фактически склонить катарского монополиста Qatargas передать американским компаниям контракт или отказаться от поставок газа в Польшу в пользу опять же компаний из США.

 

«Триморье» и Украина

Некоторые политики с момента образования «Триморья» заявляли о том, что Украина получала сигналы и даже приглашения стать участником сообщества и если на предыдущую встречу Украину приглашали, то на последнюю такого предложения не поступило. Причиной этого можно считать, как двусторонние сложности Украина – Польша, так и другие субъективные и объективные причины.

Отсутствие на саммите украинского президента косвенно свидетельствует о том, что не только США, но и европейские партнеры усматривают в Украине конкурента. Хотя и озвучивались, в качестве вероятной причины, варианты о том, что это напрямую связано с позицией Польши (диаметрально противоположная интерпретации исторических событий Киевом и Варшавой).

Стоит учитывать существование ограничений касательно участия Украины в проектах, связанных с LNG-газом. Речь идет о том, что на данное время транспортировка возможна через Турцию (Босфор и Дарданеллы), а этот маршрут, по свидетельству главы НАК «Нафтогаз» Андрея Коболева, блокирует Турция. И это не единственная препятствие.

 

Европейские государства и Газпром

Можно констатировать, что в Европе спрос на российский газ растет, поскольку существует тенденция отказа от атомной энергетики (Франция, Германия и др.) и закрытия электростанций, работающих на угле (Великобритания).

Ввиду этих причин, несмотря на санкции против России, партнеры продолжают прямо или косвенно развивать энергетические проекты с ней. При этом, в качестве субъектов выступают не государственные компании. (Engie, OMV, Shell, Uniper, Wintershall) с Газпромом, в рамках проектов Южный, Турецкий и Северный поток-2.

Были подписаны соглашения «Газпрома» с Болгарией и Сербией о поставках по «Турецкому потоку». Потому, вторая ветка этого газопровода может выйти в Болгарии. Также, газ может поставляться через территорию Турции – далее в Болгарию, Сербию и Венгрию. Совокупно речь может идти о 16 млрд куб. м.

Тот факт, что Польша уже получает первые поставки сжиженного газа от США, имеет больше политическое значение чем экономическое. Несмотря на оптимистичные заявления, впереди еще много работы, несмотря на поставки американского LNG-газа в Нидерланды.

 

«Газпром» форсирует строительство трубопроводов.

Эта ситуация связанна с вероятностью ужесточения антироссийских санкций со стороны США, которые вероятно будут касаться новых объектов. Газпром пытается играть на юридических особенностях. При этом не полностью завершив переговоры по ним, не имея точек выхода входа (переходы с подводных веток на континентальные).

К примеру, если говорить о Турецком потоке, то в его продвижении есть неопределенность. По первой нитке под вопросом точка входа на турецкую территорию, а по второй не полностью определен маршрут (есть вариант через Грецию в Италию, или через Балканские страны (Сербию, Македонию) и/или Болгарию (как вариант Венгрию).

Множество примеров тому, что «Газпром» регулярно инвестирует в инфраструктуру для новых проектов еще до того, как заключит контракты на поставку газа с потребителями. Так, например вышло, с трубопроводом «Сахалин-Хабаровск-Владивосток», который «Газпром» ввел в строй в 2011 году, рассчитывая на китайский рынок. В 2017-м переговоры о поставках зашли в тупик. Пекин объявил, что не видит необходимости в закупке газа с Сахалина, равно как и в трубе «Сила Сибири – 2» и т.д.

Российская сторона всеми доступными способами будет и далее стараться ослабить или прекратить санкции против нее, в том числе опираясь на европейских политиков и экономических агентов. Не случайно Германия и Австрия болезненно воспринимают активизацию американской политики в Европе.

Важно учитывать и фактор «Северного потока-2». Особенно с учетом того, что имеет место активизация деятельность вокруг него между европейскими энергетическими компаниями-партнерами и «Газпромом».

Тот факт, что Трамп выступил с бизнес предложением о заключении долгосрочного соглашения о поставках LNG (сжиженного) газа не только в Польшу, но и другие страны, свидетельствует, что Вашингтон пытается конкурировать.

Формально, Россия не боится увеличения поставок сжиженного газа из США, так как его объемы, по свидетельству Газпрома, не могут составить ему конкуренцию на европейском рынке. Кроме того, уверенность Газпрома связана и с позитивной динамикой наращивания доли европейского газового рынка (на 1% в год). Тем самым, речь идет об около 38% до 2020 год.

 

Настолько ли серьезен потенциал США в вопросе транспортировки газа?

США имеют серьезный потенциал для увеличения экспорта сжиженного газа. США к 2020 г. могут увеличить экспорт до 200 млрд куб. м газа в год. Половина такого объема уйдет в Европу, а другая половина будет искать потребителей на растущих рынках Азии.

Не стоит пускать из виду факт обострения ситуации вокруг Катара, ведь среди прочего США фактически нейтрализовали одну из ключевых стран в вопросах газа (в Персидском заливе). В Катаре расположены не только третьи по объемам газовые месторождения, но и мощности и средства транспортировки LNG-газа.

В случае позитивной динамики и позитивной конъюнктуры, США может не только уровнять доли экспорта природного газа с РФ (в пределах 20%). Это факт может быть существенным ударом не только по «Газпрому», но и в целом РФ., с учетом 15% падения уровня сбыта и не только.

 

Выводы: Борьба за газовое лидерство в Европе и усиление конкуренции может иметь как позитивные, так и негативные последствия для Украины. Включение США в процесс изменениея газового баланса в Европе может принести как сложности, так и выгоды.

Речь идет о транзитных странах (особенно Украине), которые могут потерять существенные суммы за транзит из-за СПГ.

Этот факт может способствовать тому, что страны, которые занимаются добычей и экспортом газа трубопроводным путем, вероятнее всего, будут объединяться для создания механизмов противодействия негативным последствиям.

По этой причине вероятными могут стать не совсем привычные геополитические оси при усилении роли России. Речь идет не только о расширении и усилении роли газового ОПЕК, но и белее реакционные действия.


Якщо ви помітили орфографічну помилку в тексті, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

ТОП-новини
Останні новини
усі новини
Gambling