Думки

Убить Путина по-книжному

29 Травня 2017 13:24
Сергей ЦЫГИПА

На полках книжных магазинов Украины появилась сенсационная новинка – книга «Рейс», большая часть которой посвящена войне на Донбассе. Некогда успешный американский журналист, а ныне не менее талантливый писатель Сергей Лойко, автор романа «Аэропорт» о героической защите Донецкого аэропорта, написал захватывающий триллер с политическим подтекстом.

19 декабря 2013 на ежегодной пресс-конференции Путина московский корреспондент «Лос-Анджелес Таймс» Сергей Лойко задает вопрос, настоящий ответ на который весь мир узнал буквально через несколько месяцев: а возможна ли оккупация Россией Крыма. Путин тогда в присущей ему манере «съехал» с прямого ответа, пустившись в традиционные словесные манипуляции.

Зная цинизм и коварство недоимператора, не только похитившего часть территории чужого государства, но и развязавшего настоящую кровавую бойню с бывшим братским народом на Донбассе, так и хочется во время просмотра ролика с этой пресс-конференции поступить с ним не по-христиански. А попросту – убить.

Думаю, что у любого из служивших в украинской армии с 2014-го года (или сейчас проходящих службу) такое желание уже стало навязчивой идеей. Равно, как и у главного героя нового романа Сергея Лойко «Рейс».

Семья бывшего московского опера  Сергея Алехина погибает в «Боинге», сбитом над Донбассом в 2014-м. И он решает найти виновного и отомстить. Задача эта не из простых, ибо главным преступником является не кто иной, как ВВП – президент Вадим Вадимыч Пухов, устранить которого в условиях тоталитарного государства в одиночку практически невозможно.   

На киевском Книжном Арсенале я не только обзавелся одной из самых обсуждаемых новинок – романом Сергея Лойко «Рейс» (причем с автографом!), но и присутствовал на презентации этого, вне всякого сомнения, будущего бестселлера. Автор с удовольствием делился некоторыми секретами своей литературной кухни, а уже прочитавшие роман – хвалили книгу за читабельность, динамику и необычную концовку. Выступал также американский кинопродюсер российского происхождения с еврейской фамилией, который предрекал хорошее киношное будущее «Рейсу». Наверное, так оно и будет.

Роман действительно читается на одном дыхании. А вот после его прочтения остается специфическое послевкусие. Точнее, нет никакого послевкусия. На повторное прочтение, как это бывает с некоторыми произведениями, не тянет. И для меня это парадокс: читаешь – нравится, а прочел и ощущение такое, что тебя где-то надули. 

Нет, продукт с коммерческой точки зрения удался. Именно продукт, потому что сделан он по всем правилам и законам производства именно бестселлера,- книги, тираж которой будет сотнетысячным, если не миллионным. А это ли не мечта каждого писателя?! Здесь и многоходовая интрига, и масса персонажей, некоторые из которых выписаны с чрезвычайной скрупулезностью, за что автору отдельный респект и уважуха. Это и преступный авторитет «Книжник», и торезская бабушка Полина, и маньяк «Офтальмолог», и министр обороны «ДНР» Белкин-Гиркин…   

Но меня, как читателя, после прочтения напрягла некоторая искусственность, если не сказать «волшебность», отдельных эпизодов. Автор по ходу повествования несколько раз загоняет своего главного героя практически в безвыходное положение, и вот-вот он должен погибнуть. Но… Каждый раз он выходит сухим из воды благодаря одному авторскому решению, которое сродни волшебной палочки или такой себе шапки-невидимки. Взмахнул рукой – и бац! Герой снова жив-здоров и готов к продолжению своей «невыполнимой миссии». И случаев счастливого оживления в «Рейсе» не один или два, а три. Три, Карл! Такой ход может использоваться в сказке или фантастическом романе, но вряд ли это подходит для книги, претендующей на некую реалистичность.

Еще один момент, вызывающий недоверие, это журналист, имеющий полное внешнее сходство с главным героем. Понятно, что автор на все 100% потом использует это обстоятельство для раскрутки основной линии интриги. Конечно же, хозяин – барин, и писатель в праве делать со своими персонажами все, что ему вздумается. Но в данном случае это скорее слабость, чем достоинство книги в стиле «нон-фикшн».

И еще не совсем оправданным является прямое заимствование из «Крестного отца», когда в финале главный герой прячет пистолет в туалетном бачке. При этом персонажи «Рейса» сами обсуждают схожесть ситуации с героями книги Марио Пьюзо.

А «двойная концовка», которой многие читатели восхищаются, и вовсе напоминает традиционный ход голливудских блокбастеров. Главный герой как бы погибает, а на самом деле в последние секунды у зрителя благодаря находке режиссера появляется шанс увидеть в будущем продолжение. Так и здесь: не исключено, что со временем выйдет в свет «Рейс-2».

В общем, первая попытка убить ВВП по-книжному удалась. Профессионализм Сергея Лойко неоспорим. «Рейс» – книга, которую интересно читать. И это главное. А послевкусие – это дело субъективное.  


Якщо ви помітили орфографічну помилку в тексті, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

ТОП-новини
Останні новини
усі новини
Gambling