В том, что украинцы справятся со всеми трудностями, выиграют войну и сумеют изменить страну, преодолев наследие коммунистического прошлого, лично у меня нет никаких сомнений.
Пребывая внутри общественных трансформаций, многие исторические процессы кажутся нам сейчас почти не заметными. Хотя все мы отлично знаем, что по-настоящему большое можно разглядеть только на расстоянии.
Сегодня мы переживаем тектонический слом сознания людей, колоссальную гражданскую активность, невероятный внутренний подъем и патриотический запал населения. Все, что было до Революции достоинства можно считать лишь предысторией свободной, демократической, европейской Украины. Миллионы ее лучших сынов и дочерей на фронте и в тылу второй год подряд бьются за истинную независимость страны. Нас уже нельзя поставить на колени, сломать или обвести вокруг пальца. Мы живем в удивительное время, когда прямо на глазах рождается политическая нация, формируется цивилизационный выбор, и выстраиваются совершенно новые отношения между людьми. Да, нельзя еще сказать, что перемены в стране необратимы, внешний враг по-прежнему обладает колоссальной мощью, способной стереть с лица земли всё и вся, а в головах у людей предостаточно «совковости» и не выдавленных капель рабского мышления, но Украина сегодня уже другая.
Есть критическая масса свободных, самодостаточных, пассионарных людей. Они способны свернуть горы и преодолеть любые трудности, но на определенном этапе становления чего-то нового всегда есть ловушки, в которые легко можно угодить. Не претендуя на всеохватность, приведу лишь некоторые из них, лежащие на поверхности. Однако, именно они, а вовсе не бездарность властей или российское вторжение способны существенно изменить ситуацию.
Прежде всего, очень настораживает излишняя озабоченность, тревожность и направленность общественного сознания на негатив. Речь идет не только о разочаровании, опускании рук или естественной озлобленности от непрерывного напряжения. Исторические примеры показывают, что двигателями преобразований всегда были оптимисты. Постоянные возгласы «все пропало», «нас сливают», «во имя чего мы стояли на Майдане?» – абсолютно не конструктивны и разрушительны. Сегодня стране нужны не столько лидеры, не боящиеся брать на себя ответственность, сколько позитивно мыслящие личности. Общественный пессимизм всегда сводится к понижению планки запросов, прозаичности целей и философии выживания. В конце концов, в жизни всегда выигрывают те, кто за грязным окном умеют разглядеть солнце, даже если оно закрыто грозными тучами. Чтобы достичь весомых результатов, необходимо обладать психологией победителей, иметь стратегическое видение решение проблем, уметь подняться над амбициями и мелочностью, верить в успех единомышленников и собственные силы.
Украинскому народу сейчас нужна не национальная идея, а вполне осязаемая мечта, во имя которой люди совершали бы невозможное, идя на подвиги. Победить Путина, переименовать улицы, люстрировать коррупционеров – всего этого недостаточно, чтобы изменить общественное сознание. На место одного тирана обязательно приходит другой, смена табличек не ведет к метанойи, а вчерашние кумиры с приходом во власть нередко впадают в искушения предшественников. Все это мы не раз уже проходили, только стали ли оттого мудрее и гибче? Без большой мечты, высоких идеалов, ценностных ориентиров дорога неизбежно скатывается в обыденность, за которой в перспективе ничего, кроме негатива, не просматривается. Если целью является получение субсидии, прибавка к пенсии или депутатский значок, то все, в конечном счете, сводится к суетной борьбе, где нет, да и в принципе не может быть победителей. Пессимизм и неверие в успех, представляется сегодня мне едва ли не главным тормозом движения вперед.
Еще один не менее пагубный вирус, который
насквозь разъедает общество, – повальное критиканство. Вполне объяснимо, что получить мы хотим все и сразу. Революционное время неизбежно повышает градус радикализма, и лично я в этом не вижу ничего плохого. Но тезис, что «все плохо», противопоставление «мы и они», истерика в социальных сетях по поводу того, что ничего не меняется или же, наоборот, с другой стороны, попытка во всем видеть руку Кремля – это путь в никуда. Сегодня на всех уровнях крайне не хватает конструктивной критики, с четкими предложениями, что предлагается взамен, кто может воплотить это в жизнь и какова стратегия дальнейших действий. Огульным очернительством пронизаны все социальные прослойки: от бабушек у подъезда и водителей такси до маститых журналистов и членов парламента. Иногда складывается впечатление, что вместо философии «жить по-новому» многим хочется исповедовать принцип «чем хуже, тем лучше». Кто-то даже упивается неудачам и промахам правительства с президентом, не отдавая себе отчет, что все мы плывем в одной лодке, и страна может просто не вынести третьего Майдана. Между здоровой критикой и безответственным критиканством разница такая же, как между педагогом и педофилом. Смысл критики – сводится к исправлению ошибок. Задача критикана – облить грязью, запачкать, ущипнуть другого, как можно больнее. И если без первого демократия невозможна, то наличие в массовом сознании второго – тревожный сигнал недуг общества.
Преодолеть амбиции, простить обиды, смирить гордыню, согласитесь, задача не из легких. Но именно в поиске компромисса между справедливостью и здравым смыслом сегодня лежит та невидимая грань, на которой сегодня балансирует государственность Украины. Ультимативность и категоричность майдановских времен в эпоху созидания нередко становится камнем преткновения поступательного движения. Граждане разных мировоззрений постепенно начинают утрачивать способность находить точки соприкосновения. Обладатели истины в последней инстанции потихоньку вытесняют на обочину сторонников диалога, забывая, что фарисейское законничество не менее пагубно, чем беспринципное «решалово». Договороспособность общества столь же важная его составляющая, как умение протестовать против лжи или мобилизация патриотического духа. Даже когда война стирает оттенки, а радуга становится сексуальным символом, «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Если мы и дальше будем загонять себя в черно-белую палитру, то рано или поздно вместо гражданского общества мы получим коричневую чуму. Причем неважно, в какие цвета, и под какими знаменами она будет рядиться.
Идти на компромиссы не значит поступаться принципами, а умение договариваться вовсе не равносильно сдаче позиций. Мы живем в запредельную пору, когда не остается ни сил, ни времени на рефлексии. Каждая новая информационная волна смывает границы нашей веры. С каждым новым предательством стираются идеалы Майдана. И все же давайте честно ответим, благодаря чему за последние десять лет в Украине дважды победила народная революция? Как по мне, фундаментом успеха стало то, что миллионы людей, в какой то момент поставили интересы страны выше личного благополучия. Так рождались герои, и вершилась история. Но христианская жертвенность великих подвигов на баррикадах постепенно уступает место рутинной работе анонимных праведников. В этой на первый взгляд малозаметной, неброской, непрерывной деятельности и зиждется истинная зрелость любого общества. Целенаправленная, кропотливая, системная пахота оказывается на практике гораздо эффективнее, чем яркие, распиаренные проекты, большинство из которых, как мы знаем, остается на бумаге. Думаю, что в этом кроется едва ли не принципиальная разница ментальности украинцев и россиян. В отличие от наших северных соседей мы умеем долго и основательно возделывать «садок вишневий коло хати» или месяцами стоять за свободу на Майдане. Русский фольклор построен на несколько иных базовых принципах: психотипе Емели на печи или мифологем по образцу легендарного подвига Александра Матросова. Ожидание внезапного чуда или одноразового геройства в нашем сознании постепенно сдвигается в сторону ежедневной, изнурительной, внешне неприметной работы, которая и становится настоящим подвигом. Не здесь ли кроется феномен украинского волонтерства и доблести наших бойцов на передовой? Мы постепенно излечиваем свои хронические болезни и становимся на ноги. Однако с желанием получить все и сразу, нетерпеливостью и критиканством, негативным отношением к действительности и неумением договариваться друг с другом мы и дальше будем ходить по замкнутому кругу. Выйти из него по большому счету несложно – нужно только отважиться на продолжительное лечение и сделать прививку оптимизма.