Для украинцев так называемая частная военная компания «Вагнер» стала повседневной частью пейзажа после того, как ее наемники оказались в центре агрессивной кампании президента России Владимира Путина по оккупации восточных регионов страны, а создатель компании Евгений Пригожин – одним из главных ньюсмейкеров войны. Но ЧВК «Вагнер» не взялась из ниоткуда. На протяжении многих лет Пригожин и его боевики выполняют специальные поручения Путина и ближайшего окружения российского президента.
В первую очередь, конечно же, речь идет о золоте. Золото вдохновляет российских лидеров. А еще интересует Центральный банк Российской Федерации – чтобы противостоять западным санкциям после нападения на Украину. Для пополнения золотовалютного запаса России нужна Африка.
Когда говорят о влиянии ПВК «Вагнер» в Африке, прежде всего упоминают Центральноафриканскую Республику или Мали – тем более, что в этих странах Россия конкурирует за влияние с Францией. Но ЧВК «Вагнер» давно и крепко обосновалась в Судане, на золотодобывающих шахтах этой страны.
«Вагнеровцев» впустил в Судан его бывший диктатор Омар аль-Башир, обвиняемый в военных преступлениях и этнических чтениях. С тех пор «Вагнер» поставляет в Судан большое количество оружия и оборудования, включая военные грузовики, транспортные средства-амфибии и транспортные вертолеты. А после свержения аль-Башира главным конфидентом России в Судане стал Мохамед Хамдан Дагло, создатель эскадронов смерти, известных своими преступлениями в провинции Дарфур.
После военного переворота в Судане ополчение Дагло стало называться силами быстрого реагирования, но осталось такой же вооруженной бандой. Дагло стал формальным заместителем нового военного правителя Судана генерала Абделя Фатта аль-Бурхана и продолжил укреплять связи с Кремлем. Именно Дагло 23 февраля 2022 года посетил Москву и на переговорах с властями России поддержал «признание независимости» фейковых «народных республик» Донбасса.
В феврале 2023 года в Хартум прибыл высокий гость из Москвы – министр иностранных дел России Сергей Лавров. Глава российского внешнеполитического ведомства провел переговоры не только со своим суданским коллегой Али Ас-Садеком, но и с главой государства генералом Бурханом. И, конечно, с Дагло. Вполне возможно, что на встрече с Дагло Лавров и обсуждал детали предстоящего путча в Судане.
Почему нужен был этот путч? А потому, что, согласно договоренностям о переходе в гражданское правление, ополчение Дагло должно стать частью суданской армии. А это значит, что «суданский Пригожин» может потерять контроль над добычей золота. А вместе с ним этого контроля лишится и настоящий Пригожин, и Путин. А без золота российский президент, по-видимому, не выживет.
Так что в Судане и началась настоящая война. «Чтобы одна на другую пошли две армии, как это произошло в Судане, – дело беспрецедентное. Нет даже соответствующих понятий: перед нами – гражданская война без участия граждан, путч внутри самого путча», – удивляется обозреватель швейцарского издания Tages-Anzeiger.
Обозреватель The Daily Telegraph предупреждает: «Владимир Путин помог развязать волну насилия, которая может иметь катастрофические последствия не только для Судана и Северной Африки, но и для всего мира». И при этом «Судан может быть только первой африканской страной, которая взорвется под российским влиянием».
Поэтому ради наживы и противостояния с Западом Кремль и ЧВК «Вагнер» приносят разрушения и страдания повсюду, куда могут дотянуться, – от Бахмута до Хартума.