Отдел фантастики — на втором этаже
(ироническое ехидное окончание огромной кучи тупых пессимистических анекдотов)
Рекламно-пояснительное предуведомление
Сразу оговорюсь: ЭТО — не есть моя финансовая программа.
Моя настоящая программа — кстати, постоянно изменяемая, то есть «живая», размещена на почти не раскрученном авторском сайте samoe.in.ua в разделе «Программные статьи» (экономическая) под названием «Налоги и около» (так вот, дальше речь пойдет как раз про «около»).
ЭТО — скорее, продолжение цикла «Гипрококс» с притчами, навеянными таблетками для крепкого сна, которые (притчи, а не таблетки) можно найти на том же сайте в рубрике «Отдых души» (сказать по правде, тот еще отдых…),
или статьи «Инфляция вместо налогов» (там же, в Околоналоговом конспекте),
или развитие моего знаменитого телесериала «Наложники» (1997–2003) — тоже там же (в Видео) либо на nalipra.in.ua.
К практическому применению пригодно только на слегка обитаемом острове, да и то — после длительного переходного периода — или же на необитаемом с начала заселения.
Тут смысл больше философско-экономический — вот, дескать, как могло бы быть, когда бы не было как есть; своего рода иллюстрация условности того, что мы привыкли называть деньгами, но само по себе без общественного условного признания — полное ничто, каковое ничто — при ином условном общественном договоре — [относительно] легко обратилось бы в собственную противоположность.
Сущность антиденег
Так вот, антиденьги, или деньги наоборот. Тоже мера стоимости; тоже средство обращения (просто обратного); средство не платежа, а продажи; не образования сокровищ, а образования долгов; функция мировых денег тоже не исключается, хотя и в противоположном обычному смысле.
Главное: не право, а обязательство; и не для покупки чего-либо, а для избавления от них, от антиденег.
Что-то покупаешь — за это их обязан взять (иначе — фактически украл купленное); что-то продаешь — их отдаешь покупателю в обязательную нагрузку (в руки или в кошелек — иначе они не держатся на поверхности); что-то заработал на работе — их отдаешь; одалживаешь кому-то — берешь их у него; одалживают тебе — отдаешь их; тебе возвращают долг — забирают обратно; ты возвращаешь — ты обратно забираешь.
Всё просто…
По крайней мере, привыкнуть можно.
Воровать — бессмысленно, во вред себе;
потерять же или подкинуть кому-то — невозможно: они находятся в обязательном к ношению и предъявлению при проверке именном единственном спецкошельке («карманная» мелочь)*, а в основном — на именной и тоже единственной платежной (для их приема) карте.
* Слишком долгий (более 20 секунд или, скажем, 1 минуты) период пребывания монеты вне спецкошельков покупателя и продавца квалифицируется как попытка незаконного избавления от антиденег, и они, сохраняя отпечатки пальцев или кошелька, всегда укажут на любом компьютере последнего владельца.
Отрицательные антиденьги
Отрицательные же антиденьги — аналог обычных денег — применяются крайне ограниченно:
в основном — для выдачи зарплат, если у их получателя уже или еще нет «простых» антиденег;
для обмена при выезде — на обычную валюту;
внутри страны — для мелкой «самосдачи» (когда при покупке слишком большие купюры антиденег у контрагента, то есть у продавца, или при продаже слишком большие антиденьги у самого продающего — в обоих случаях отрицательные антиденьги добавляются к обычным антиденьгам, уравновешивая излишек.
На карточке же отрицательные антиденьги пригодны только для обмена при вывозе или — в небольшом количестве — для обмена в обменных пунктах на наличные отрицательные антиденьги для «самосдачи»,
«лишние» антиденьги могут вноситься в обменные пункты вместе с таким же количеством обычных денег.
Проверки
Наличие при проверке антиденег в части сверх отрицательных требует объяснения: почему истрачено больше, чем заработано —
при ввозе их не дадут больше, чем товар, предназначенный для продажи (его и нужно тогда предъявить — «вот с чем я их отдам»);
долговые же операции происходят только безналично и проверяются историей карточки;
еще может спасти виза иностранца в рамках разрешенной ему при въезде небольшой суммы на случай, если не хватит купленных при ввозе же отрицательных антиденег.
Налоги, пенсии, стипендии
Налоги берутся с превышения продаж над затратами, то есть антиденег выданных над полученными (по антиденьгам отрицательным — наоборот),— путём перечисления антиденег на счет плательщика (взимания отрицательных антиденег).
Противоположная ситуация — положительное сальдо антиденег (отрицательное — отрицательных антиденег) означает жизнь не по средствам и наказывается тоже перечислением плательщику антиденег.
То есть налог на разницу одинаков и действует независимо от знака разницы в одном и том же направлении (в обоих случаях — антиденьги принудительно перечисляются плательщику или, что то же самое взимаются с него отрицательные антиденьги) — в случае прибыли (антиденег нет) как собственно налог, в случае убытка (антиденьги остались) — как штраф.
Пенсии, стипендии и прочие соцвыплаты идут — наоборот — либо отрицательными антиденьгами, либо взиманием обычных антиденег. Тем самым (как зарплатами) создается возможность покупок с неизбежной сопутствующей им выдачей пенсионеру/стипендиату (как и работнику) антиденег, которые уже в таком случае не страшны.
Обмен
Разрешенный — только безналично! — обмен:
при въезде —
у Вас примут валюту, отдав отрицательные антиденьги (в оправдание будущих покупок, при которых Вы будете получать антиденьги обычные)
или Вам дадут и валюту, и антиденьги в рамках стоимости того, что ввозится для продажи (продажи еще не были, а валюту Вы уже получили, осталось лишь при продаже товара избавиться от антиденег);
при выезде из страны —
заберут заработанные отрицательные антиденьги и отдадут за них валюту
или купят у Вас валюту, приняв на эквивалентную сумму и накопившиеся за время «хорошей жизни» в стране антиденьги (расплата задним числом) — но не более разрешенного размера; за лишнее — штраф в обычной валюте.
Внутри страны —
забирают лишние антиденьги вместе с отрицательными на ту же сумму, если это всё — нал; безналично же они сами взаимопогашаются.
Вывоз на сувениры разрешен только отрицательных антиденег (их можно и купить за валюту). Обычные — при вывозе можно на сувениры купить тоже — мелочью! — за валюту, они считаются тогда погашенными (уникальный случай: покупка (не выкуп!) собственных (хоть и погашенных!) обязательств!).
Штрафы
На границе — понятное дело, штрафуют в обычной валюте;
внутри страны карают — например, за неподтвержденные антиденьги — их штрафной выдачей, которую предстоит отработать, или заберут в двойном размере неразрешённые лишние отрицательные антиденьги (если нет валюты).
Национальный доллар
При полном запрете хождения валюты внутри страны она заменяется национальным (внутренним) долларом, «обмениваемым» — по реальному курсу! — возможно, даже без маржи на антиденьги: через выдачу и того, и другого в эквиваленте, или через прием и того, и другого;
обмен же привычный (одно взял — другое отдал) допустим на отрицательные антиденьги.
Никакого обмана, валютной паники и внешней зависимости: доллар-то — хоть и с реальным курсом, но свой (как валютные чеки в советских «Березках»/«Каштанах» — но только для внутреннего обмена плюс опять же возможен вывоз на сувениры; можно, видимо, разрешить и обратный ввоз).
Борьба же с долларами (и пр.) обычными зависит от политической воли и легко пресекается официальными подставными кидалами в штатском (тоже полезен старый совковый опыт; но сроки уже не нужны — хватит и кидал).
Переходный период
Деньги исходные (традиционные) свободно обмениваются на отрицательные антиденьги, зачисляемые на карточку, или в виде наличной мелочи в индивидуальный спецкошелек. Разумеется, сверх некоторой суммы предстоит декларирование источников.
Поначалу будут и смешанные расчеты: так, покупая нечто за 100, можно, к примеру, заплатить 40 «старых», 25 отрицательных «новых» и получить на карточку 35 обычных «новых».
Аналогично 1000 единиц зарплаты выдаются через, к примеру, выдачу 900 отрицательных «новых» антиденег, 300 «старых» денег и зачисление (как «сдачу») на карточку 200 обычных «новых» антиденег.
Опять же — всё просто!..
Польза
Некоторые полезные черты уже можно было отследить:
декларирование при обмене;
переход на национальный доллар без искусственной зависимости от настоящего при сохранении в то же время всех положенных гарантий;
облегчение перехода на безнал с сохранением наличности в мешочке только для мелочи;
«унеможливлення» неуплаты налогов;
невозможность и бессмысленность воровства;
реальное усложнение коррупции.
Потому всё это антиденежье и маловероятно.
Есть и теоретический вывод: явная условность роли, придаваемой деньгам общественным согласием. Придать этой роли обратный знак не очень сложно, хоть и породит при этом многое необычное для устоявшегося порядка и кажущееся с непривычки парадоксом.
Можно лишь предполагать, как развивались бы финансы и экономика, будь роль денег изначально противоположной и работай «всеобщий эквивалент» сразу в обратную сторону.