Попросил пятиклассников сделать такое сообщение:
– Как ваши близкие люди пережили тяжелые периоды нашей истории?
И сегодня слушал их расссказы. Временной спектр получился такой: от расстрела офицеров в Крыму в 1920 г. вплоть до событий лета 2014 г.
Множество потрясающих историй, которые мне еще надо осмыслить. Самая короткая и самая впечатляющая:
– Когда я спросила маму, как удалось выжить нашей прабабушке во время войны, она заплакала и ушла…
Истории, которые хранятся в семейной памяти – это правдивые, довольно прозаические истории о том, как люди боролись за жизнь во времена Голодомора, войны, Чернобыльской катастрофы, последних событий на Донбассе…
Одна из историй о том, как пра-пра-дед нашего пятиклассника во время Голодомора проделал подземный ход, чтобы добывать провизию, минуя блокпосты. И вот однажды, когда он выбрался из-под земли с продуктами в руках, подземный ход был взорван, а самого человека заметили красноармейцы и тут же застрелили…
Горько было слышать о том, что "государство" упоминалось часто в негативном смысле. Например, когда одна девочка рассказывала о том, как ее родители помогали нашей армии. создали специальный фонд. Но недавно он прекратил свое существование – "мама сказала, что невозможно решить проблемы с госчиновниками".
– А кто это – госчиновники? – заинтересовались дети.
– Вы, наверное, собираете материал, чтобы книгу написать? – спросила меня пятиклассница.
– Нет, пока только слушаю вас.
– А вы знаете. очень интересная книга бы получилась!
Но вот прозвенел звонок. Дети начали раздвигать столы, освобождая место – начиналось празднование дня рождения одноклассницы. Напряженно-внимательное, заинтересованное настроение урока мгновенно сменилось шумом и гамом веселого сабантуя. И слава Богу!