"Восточный пасьянс": почему крепнет дружба России и КНДР

Последнее время внимание мирового сообщества привлечено к Корейскому полуострову.

В пределах Азиатско-Тихоокеанский региона (АТР) происходят геополитические игры – позиционная игра между США, Китаем и РФ.

США. Вашингтон не безосновательно рассматривает Южную Корею как один из своих форпостов в АТР. Кроме того, поддержка Сеула со стороны США нацелена на Пекин и Москву, которые в той или иной мере поддерживают КНДР и его милиарные устремления.

В Южной Корее уже расположены 2 крупные авиабазы США Осан и Кёнсан, а также военный гарнизон Camp Humphreys. В состав двух АвБ входит 51-е авиационное крыло истребителей-перехватчиков (F-16C и штурмовое подразделение A-10A), а также 8-е авиационное крыло (F-16C/D, оснащённые самым современным ударным ракетным вооружением и ТВ/ИК-прицельно-навигационным комплексом LANTIRN); F-16C/D в составе 40 машин, и А-10А – 24 машины. Военный контингент2-х АвБ и гарнизона Camp Humphreys уже сейчас приближается к 29000 чел. личного состава, и будет увеличен в 1,5 раза (до 42000 чел.) вместе количеством военной техники.

Кроме этого, там уже развёртывается система противоракетной обороны США. Речь идет об THAAD (Terminal High Altitude Area Defense раннее Theater High Altitude Area Defense) – противоракетный комплекс подвижного наземного базирования для высотного заатмосферного перехвата ракет средней дальности. При этом существенную часть затрат (1,1 млрд. дол США) должна оплатить сама Республика Корея (на этом настаивал Д. Трамп) – https://www.stratfor.com/article/south-korea-potent-missile-defense-reshapes-region.

При этом Вашингтон занят сдерживанием не столько Пхеньяна, но и Пекина. Противоракетная оборона, которой они якобы прикрывают Южную Корею, в большей степени нацелена на КНР. Американские РЛС покрывают северо-восток Китая, а не исключительно Сереную Корею.

Неслучайно, между Китаем и Южной Кореей возникла напряженность. Китайцы давят их бизнес на своей территории, пытаясь заставить Сеул пересмотреть решение о размещении на своей территории элементов системы ПРО США. На этом фоне происходит активизация экономических связей приграничных территорий Китая и КНДР. Пекин, в противовес российскому политическому влиянию, усиливает свои позиции в экономической сфере.

Военная реакция со стороны США может спровоцировать Вторую Корейскую войну, в которой США и Южная Корея несомненно может одержать победу. Однако цена такой победы позже может быть очень высокой. К тому же, в конфликт могут быть вовлечены другие участники. – http://nationalinterest.org/blog/the-skeptics/time-better-us-china-grand-bargain-north-korea-20226

РФ. Россия развивает отношения с КНДР в качестве «противовеса» США. Исключительно этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что Путин пошел на активное сближение с Северной Кореей «одной из самых бедных и наименее предсказуемых стран».

Москва занимается «восстановлением равновесия» в регионе. При этом выстраиваемую ось Москва – Пхеньян нельзя считать постоянной и стабильной. Скорее всего, Москва таким образом злит Вашингтон и использует этот фактор на ряду с Сирией в двусторонних переговорах. Тем более, что Россия формально, в большинстве своем, принимает сторону Сеула и осуждает ракетные и ядерные программы Северной Кореи.

С 2016 года происходит активизация отношений между Россией и КНДР. Произошел обмен визитами на высшем уровне. Были подписаны экономических соглашений. В общем происходит «углубление» экономических и политических связей.

Правительство России официально списало КНДР советский долг в размере 11 миллиардов долларов.

В тоже время, существенным образом повысить экономическую значимость КНДР для РФ могла бы реализация проекта транскорейской железнодорожной магистрали, соединяющей Южную Корею с Россией и странами ЕС через северокорейскую территорию. Однако, несмотря на активность Москвы в этом направлении в 2000-х и в 2010-х гг., реализовать этот проект пока что не удается, в том числе и ввиду непредсказуемости и изоляционизма Пхеньяна.

Активизация сотрудничества с Северной Кореей связана с экономическими интересами Москвы за пределами КНДР. Речь, скорее всего, идет об использовании транзитных возможностей этой страны для поставок газа и электричества потребителям в Южной Корее.

КНДР. Пхеньян не только хочет разнообразить свои ограниченные международные контакты, но и одновременно найти альтернативу Пекину, который перестал активно поддерживать это государство. Китай не устраивает тот факт, что Северная Корея заполучила ядерное оружие, а так же отказывается проводить серьёзные экономические реформы.

КНДР заинтересована как в китайских, так и российских инвестициях и торговых отношениях. Кроме того, Москва и Пекин необходима Пхеньяну ввиду их присутствия в Совете безопасности ООН, где частенько заходят разговоры о ядерном оружии и правах человека.

Однако этому мешают изоляционистская политика Пхеньяна, его гиперцентрализованная экономика. Не стоит забывать и о негативной роли санкций введенных ООН в отношении КНДР в 2016 г. в ответ на северокорейские испытания ядерного оружия и ракетных технологий.

По неподтверждённой информации Пхеньян имеет интерес в вопросе покупки у Москвы Су-35, однако, вероятнее всего не имеет для этого финансовых возможностей.

Удачный запуск баллистической ракеты «Хвасонг-12» вдохновляет Северную Корею к продолжению разработки ракет не только средней дальности. Кроме того, эта ракета потенциально может поражать американские цели не только в Южной Корее, но и на о. Гуам. – https://www.stratfor.com/article/north-korea-pyongyang-shows-new-missile-needles-beijing

Китай. Пекин заинтересован в усилении своего влияния в АТР. В тоже время, Китаю не выгодна любая эскалация ситуации в регионе, как и прямое противостояние со США. Пекин скорее сориентирован на экономические проекты направленные на усиление его мощи и влияния.

Активизация разногласий между Китаем и США происходит по причине размещения элементов ПРО THAAD в Южной Корее. Китай решительно выступил против развертывания такой системы. – https://www.stratfor.com/article/it-strains-manage-koreas-china-gets-assertive

Так как эффективно противодействовать этому процессу не получилось, то Пекин начал неофициально поддерживать страны «резнаторы» для США, а так же начал противодействовать экономическим связям с Южной Кореей.

Скрытый конфликт способствовал спаду в отношениях Пекина и Сеула. Тем самым Китай продемонстрировал свое негативное отношение к усилению присутствия США в этой стране. Тем более, что THAAD не столько улучшает обороноспособность Южной Кореи, сколько нарушает статус-кво и усложняют взаимоотношения в Северо-Восточной Азии.

Пытаясь реализовывать проект нового Шелкового пути Пекин в очередной раз заинтересовался вопросом объединения двух Корей, хотя в современных условиях сделать это достаточно сложно. Именно Китай может поспособствовать их сближению.

Поэтому, несмотря на достаточно жесткую позицию в отношении Пхеньяна, Пекин пригласил на недавний саммит («Один пояс одна дорога», 14-15.05) представителей КНДР и РК. Это несомненно не понравилось Вашингтону, который усмотрел в этом желание Поднебесной подорвать его усилия по всесторонней изоляции Пхеньяна.

 

Ввиду вовлеченности серьёзных игроков в геополитические процессы не только в пределах Корейского полуострова, в перспективе можно ожидать позиционных столкновений.

В тоже время, США, вероятнее всего, не пойдет по пути жесткого принуждения к миру (заморозке ядерной и ракетной программ КНДР).

Не смотря на гипотетическую вероятность ракетных ударов по Северной Корее (аналогия ударов тамангавками по Сирии) на такой шаг Вашингтон не пойдет, так как ответные действия КНДР могут быть не симметричными. От этого может пострадать не только безопасность в пределах АТР, но и начаться обмены ракетно-бомбовыми ударами между обеими Кореями.

Необдуманные шаги могут спровоцировать эскалацию конфликта, который находится в тлеющем состоянии.

Несмотря на значительную отдаленность от Украины Корейского полуострова ситуация и позиционные игры которые происходят в его пределах имеет важное значение для нашего государства, так как эскалация «корейского конфликта» и военные действия, в том числе связанные со спорными островами. Эти обстоятельства могут спровоцировать глобальное противостояние, ввиду милитаризации региона АТР и наличия ядерного оружия и т.д.