Выводы:
1. Переформатирование союзов и взаимоотношений между государствами.
2. Острая потребность в структурных реформах государств, и как результат нарастающая волна протестов (+ неспособность существующих инструментов международного сотрудничества гарантировать достижения поставленных целей).
3. Де-интеграция Европы.
4. Экономические возможности являются измерением политического влияния (как результат, страны пострадавшие впоследствии уменьшения цен на нефть, утрачивают влияние или искусственно ограничивают круг реципиентов их финансовой помощи).
5. Вмешательство и попытки решения производственных проблем, не вникая в их суть, приводят к их увеличению и углублению (борьба с ИГ; введение санкций, которые вредят тем же странам, которые их вводят; проблема кредитов).
6. Государства, не вписывающиеся в заданную для них более сильными странами и союзами конфигурацию, со временем лишатся поддержки и станут лишь форпостами определенных сил – Ирак, Ливан, Ливия, Сирия.
7. В мире сформировалась биполярная экономическая система США-Китай. Степень интеграции является настолько значительной, что усиление каждого из ее участников выгодно обеим сторонам. Разговоры и демонстрация противостояния и конфликта между США и Китаем является инструментом внешней риторики и геополитического манипулирования. Результат взаимоотношений формирует последствия и меняют экономическую ситуацию в остальных государствах, находящихся в их зоне притяжения.
Было бы слишком просто сделать Сирию виновницей всех геополитических интриг, ожидаемых во втором квартале 2016 года. Именно Сирия является ареной затянувшейся гражданской войны, источником кризиса мигрантов в Европе и основным осложнением в борьбе Турции против Курдов. Однако, на самом деле, Сирия – просто пешка в более крупной игре более сильных стран, каждая из которых имеет собственный план для Ближнего Востока.
Главной из них является Россия, которая недавно вывела большую часть своего военного контингента из Сирии. Военный расклад при этом особо не изменился, но этот шаг повлияет на политические решения стран, заинтересованных в исходе конфликта. Возможно, это и было первоначальным намерением Москвы. Скорее всего, Кремль принял решение отозвать войска для того чтобы, во-первых, повлиять на ход переговоров по урегулированию конфликта в Женеве, во-вторых, чтобы выпутаться из потенциально длительной и дорогостоящей военной авантюры. Кроме того, это может быть попыткой убедить ЕС не продлевать экономические санкции против Москвы, срок которых истекает. Впрочем, убедить европейцев будет не так легко. Даже те страны, которые ранее выступали за смягчение санкций по отношению к России – Италия, Греция, Венгрия – сейчас предпочли бы использовать вопрос о санкциях как инструмент собственного торга с Брюсселем по вопросам дефицита бюджета, экономической помощи, банковских сделок.
Российское отступление также затруднит переговоры Турции с Европой по вопросам миграции. У Анкары нет никакого желания помогать Европе, принимая на своей территории сотни тысяч мигрантов, но она пользуется отчаянием западных стран, чтобы добиться серии уступок с их стороны. Самой важной, например, является поддержка турецкого военного вторжения в северной Сирии, где курдские боевики расширили зону своего влияния. Поскольку Россия уменьшает свою роль в сирийском конфликте и призывает к включению курдов в мирные переговоры, у Турции появится больший стимул для вмешательства в Сирии. Хотя при этом у нее может не хватить достаточной поддержки.
Все стороны, вовлеченные в сирийский конфликт, должны еще раз серьёзно взвесить собственные ожидания. Россия окончательно не покинула Сирию, поэтому мало кто верит в наступление резкого и продолжительного прорыва в этом вопросе. В то же время, попытки навязать прекращение огня в Сирии будут малоэффективными. Европа будет продолжать искать выход из иммиграционного кризиса, в атмосфере возрастающего евроскпетицизма. Турция не сможет получить необходимую ей поддержку, чтобы начать эффективное наступление на севере Сирии, а Киев не захочет и не сможет пойти на политические уступки в восточной Украине, чтобы удовлетворить Россию.
Пока Евразия пытается решить собственные проблемы, на глобальный экономический климат во второй половине 2016 года в основном будут влиять США и Китай. Американскую экономику ждет дальнейшая экспансия, а китайскую – изоляция. Укрепление доллара создаст проблемы неопределенности для Китая, который, в свою очередь, замедлит экономику США. Тесная экономическая взаимосвязь между двумя странами придаст волатильности глобальным рынкам, хотя Европейский Центральный Банк все-таки сможет защитить еврозону. В Японии, скорее всего, укрепление иены и снижение цен на активы будут ущербны для экономики. В связи с этим, правительство Токио должно будет принять дополнительные стимулирующие меры. В то же время, референдум 23 июня в Великобритании относительно выхода из Европейского Союза создаст нестабильность в стране и скажется на снижении курса евро. Но ситуация быстро стабилизируется, если британцы все-таки решат остаться в ЕС. В других уголках мира, маленькие, более здоровые экономики будут заинтересованы в ослаблении кредитно-денежной политики и своих валют, чтобы остаться конкурентоспособными.
Учитывая возвращение Ирана, глобальный рынок нефти останется перенасыщенным в ближайшие три месяца. Координация замораживания производства нефти – первое, что будет обсуждаться в ходе встречи стран-участниц ОПЕК в июне. Иран и другие большие экспортеры откажутся от сокращений собственной продукции. Они предпочли бы подождать, пока ситуация на рынке не улучшится за счет сокращения американской продукции на протяжении следующих шести месяцев.
Европа
События второго квартала 2016 года определят ход продолжающейся политической фрагментации Европы в контексте политической и экономической неопределенности. Несмотря на соглашение между ЕС и Турцией по урегулированию миграционного кризиса, с улучшением погодных условий усилится поток мигрантов из Ближнего Востока в Грецию и Италию. Европейская комиссия и правительство Германии сделают все возможное, чтобы сохранить Шенгенские соглашения о свободном перемещении между странами, но такие односторонние меры как введение пограничного контроля отдельными странами Европы останутся в силе – особенно после событий в Брюсселе.
23 июня состоится Британский референдум. Великобритания останется членом ЕС, но переговоры Кэмерона с ЕС станут примером для правительств других стран в представлении собственных требований, усиленных угрозами провести подобные референдумы.
Экономические проблемы, исходящие от США и Китая, могут затронуть финансовые системы Италии и Португалии, но Европейскому Центральному Банку удастся поддержать экономику ЕС.
Греция получит очередной транш финансовой помощи на фоне последовательной угрозы политических и социальных протестов в этой стране.
На приближающемся саммите НАТО, Польша будет требовать более сильного военного присутствия сил Альянса в восточной Европе. В то же время, она будет укреплять собственные связи со странами Вышеградской четверки.
Постсоветское пространство
Целью России является переформатирование конфликта в Сирии и переговоры со странами ЕС ввиду двух важных событий: саммита НАТО в Варшаве и решения о санкциях ЕС. РФ по-прежнему имеет сильное влияние в Сирии и с политической, и с военной точки зрения, имея возможность в любой момент вернуть туда свои войска.
Для снятия санкций, как и для их продления, потребуется согласие всех 28 стран-членов ЕС. Кремль будет приглашать лидеров стран ЕС посетить Санкт-Петербургский международный экономический форум в июне и пытаться склонить к сотрудничеству Италию, Венгрию и Грецию. Санкции сняты не будут.
Россия опасается саммита НАТО, где Польша, Румыния и Прибалтика попытаются увеличить присутствие сил Альянса в Восточной Европе.
На Востоке, будет ощутимо потепление в отношениях между РФ и Японией, несмотря на давление со стороны США с целью избежать усиления финансового и технологического потока из Японии в Россию.
Для укрепления экономики Кремль усилит государственные инвестиции в регионы России, автомобильный сектор и банки. Вероятно, произойдут крупные операции по приватизации больших фирм. В то же время, в России продолжается подготовка к парламентским и региональным выборам.
Во втором квартале 2016 года, Украину ожидают значительные политические трансформации, в том числе капитальное переформатирование Кабинета Министров и парламентской коалиции, но досрочных выборов в ВР не будет. А. Яценюк вероятно уйдет в отставку в пользу нового правительства во главе с В. Гройсманом. Если удастся избежать досрочных выборов, возобновится финансовая помощь со стороны МВФ.
Из-за внутриполитической нестабильности в Украине не стоит ожидать прогресса в выполнении Минских соглашений. Конфликт на востоке страны продолжится, но вряд ли будут значительные наступательные операции.
Белоруссия будет продолжать укреплять экономические связи с Западом, поддерживая военно-политические связи с Россией.
Страны Балтийского региона будут искать альтернативные источники энергии и пути обхода России, стремясь добиться большего присутствия НАТО на Востоке Европы.
Азербайджан будет подпитывать нагорно-карабахский конфликт с Арменией, в попытке отвлечь внимание от внутренних экономических трудностей. Россия и Турция будут пытаться повлиять на переговоры между Баку и Ереваном.
Сирия и перегруппировка Турции
Приоритетом для Турции во втором квартале 2016 года станет разрешение нынешней угрозы, которую она видит в территориальной экспансии Отрядов Народной Самообороны (YPG) в северной Сирии. Возможность РФ наносить авиаудары на территории Сирии, скорее всего, удержит Турцию от отправки войск в Северную Сирию.
Вместо использования военной силы напрямую, Турция обеспечит войска повстанцев оружием, средствами и артиллерией, намереваясь ослабить YPG.
Турция воспользуется миграционным кризисом в ЕС, для получения уступок со стороны Европы по вопросам финансирования, либерализации визового режима и вступления в ЕС.
НАТО готов увеличить количество ПВО на сирийско-турецкой границе.
В то же время, США продолжат сотрудничество с курдскими силами в борьбе с ИГИЛ. Для смягчения негатива и возмущения Турции, США усилят поддержку повстанческих сил, находящихся под турецким управлением.
В этом квартале боевые действия в Сирии не прекратятся.
В качестве решения будет раскручиваться идея введения федерализма, как потенциальной модели сирийского государства. Турция будет блокировать развитие этого и других вариантов, которые предоставят курдам больше автономии, опасаясь усиления YPG и их связей с Курдской рабочей партией.
Россия и Иран могут воспользоваться парламентскими выборами в Сирии (апрель 2016) чтобы показать, что решение сирийского вопроса должно исходить от избранного правительства в Дамаске.
Правительственные войска, вместо конфронтации с повстанцами, сосредоточат свои усилия на операциях по возвращению территорий, захваченных ИГ.
Поддержка со стороны Турции, США и стран Персидского залива не сопоставима с помощью проправительственным силам со стороны Ирана и России, но она позволит им избежать поражения.
Беженцы из Южной Сирии будут угрожать Иордании. Хотя Иордания ужесточила меры пограничной безопасности с помощью США и других союзников, нападения боевиков по-прежнему будут представлять опасность для страны.
Страны ОПЕК
Период до встречи представителей стран ОПЕК (июнь 2016) будет характеризоваться неопределенностью. Хотя члены ОПЕК могут договориться о заморозке добычи нефти, большинство крупнейших производителей – Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт и Катар не сократят свое производство с целью стабилизации цен.
Один из крупнейших производителей Иран не будет замораживать или сокращать производство в связи с ослаблением санкций. Иранское производство будет постепенно расти в течение всего квартала, а к концу года оно превысит уровень производства до санкций на 250 000-500 000 баррелей в сутки.
В связи с уменьшением доходов от добычи нефти, Саудовская Аравия и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) запустят ряд структурных реформ, которые ограничат программы субсидий. Это может вызвать протесты и бунты со стороны определенных социальных слоев.
С финансовой точки зрения, большинство государств ССАГПЗ будут искать иностранное финансирование. Саудовская Аравия, Кувейт и Катар пытаются смягчить оттоки из своих финансовых резервов.
Саудовская Аравия и Ливан
Эр-Рияд желает убедиться, что его инвестиции покупают влияние в регионе. Как показал опыт Ливана в первом квартале 2016, Саудовская Аравия продемонстрировала нынешним и потенциальным союзникам, что она финансово вознаграждает только те страны, которые выравнивают свою политику с ее собственной. Для таких фрагментированных стран, как Ливан, подобный фундаментальный политический сдвиг невозможен.
Саудовская Аравия не оставит своего влияния в таких странах, как Ливан, но она будет искать новых и более надежных союзников; в Ливане, она будет пытаться поднять суннитское ополчение с целью уравновесить Хезболлу.
Региональное Правительство Курдистана
Социальные волнения станут еще более сильными в Региональном Правительстве Курдистана (РПК), которое не в состоянии платить работникам государственного сектора. Президент РПК Масуд Барзани попытается отвлечь внимание от протестов и критики со стороны политических соперников, призывая к референдуму о независимости, но его призывов недостаточно для снижения напряженности.
Турция, опасаясь референдума в Курдистане, все равно продолжит свои отношения с Барзани и будет сотрудничать с целью продвижения проекта строительства газопровода, соединяющего Региональное правительство Курдистана и Турции.
Поскольку военная кампания Турции против группы боевиков Курдской рабочей партии будет продолжаться, напряженность в отношениях между Курдскими боевиками и Демократической партией Курдистана под руководством Барзани вырастет, что повысит угрозу нападения на нефтепровод РПК-Турция.
Сотрудничество Египет-Турция
В связи с экономическими и финансовыми проблемами, увеличатся риски социальных волнений в Египте во втором квартале 2016. Вслед за девальвацией национальной валюты, Египет будет подвержен росту инфляции.
Ожидается проведение учений противоповстанческих сил и сил безопасности в треугольнике Рафах-Эль-Ариш-Шейх Зувейд в связи с увеличением количества боевиков на Синайском полуострове.
Постепенное укрепление египетско-турецких отношений будет происходить параллельно с тем, что Турция постепенно улучшит свои отношения с Израилем. Турецкая помощь будет доставлена в Газу для облегчения блокады и ФАТХ, скорее всего, восстановит контроль над городом Рафах, находящимся на пересечении границ Египта и Палестины.
Китай
Замедление роста китайской экономики заставит правительство ввести структурные реформы. Власти столкнутся c сопротивлением введению реформ, как на местном, так и центральном уровнях.
Президент Си Цзиньпин и его сторонники продолжат движение к централизации и усилят государственную систему пропаганды.
Падение спроса вследствие замедления экономического роста приведет к ограничению добычи сырьевых ресурсов. Это станет причиной народных волнений.
Коммунистическая партия будет запугивать политические фракции и манипулировать политической средой Китая в преддверии съезда партии в 2017 г.
Партия будет использовать волну коррупционных расследований и внедрение новых жестких ограничений для иностранных неправительственных организаций, а также усиление контроля над СМИ и социальными медиа.
Япония
В мае в Японии пройдет саммит G-7, который сосредоточит основное внимание на конфликтах в Украине и Сирии, вопросах безопасности и напряженности в Азии, и на координации усилий по преодолению спада глобальной экономики.
Россия является ключевым участником переговоров по урегулированию конфликтов в Сирии и Украине, и заинтересована в привлечении японских инвестиций в Сибирь.