Пиар-политика столкнулась с реальной политикой и проиграла.
Горизонт планирования в украинской политике – это не годы и не месяцы – это часы. Отставка правительства из переломного политического события внезапно превратилась в громко лопнувший пиар-пузырь.
В парламенте нашлось большинство, чтобы выразить недоверие Яценюку, но не нашлось большинства, которое решилось бы его убрать. Президент Порошенко, который мастерски перекладывает всю ответственность за ситуацию в стране с себя на премьер-министра, в решающий момент не потребовал от своей фракции голосовать за отставку. Политическая конструкция, где Яценюк является удобной переговорной фигурой для МВФ и Вашингтона, а также гарантом интересов ведущих финансово-политических групп, оказалась настолько удобна для президента и большинства парламента, что премьера решили оставить на должности.
Спектакль с недоделанной отставкой, которая должна показать, что как бы кого-то попытались привлечь к политической ответственности, но как-то не получилось, напоминает и о подмене многих понятий в дискуссии о судьбе правительства:
1. Вместо предметной и профессиональной критики экономической и финансовой правительства и Нацбанка, весь комплекс проблем государства пытаются свести к замене не рейтингового премьера на рейтингового. А раз не хотят менять принципы, то нет интереса и менять исполнителей.
2. Вместо структурных реформ эфир и сеть забивается рассуждениями про "борьбу с коррупцией". Как будто коррупция виновата в недееспособности государственных институтов, отсутствии регламентов работы и неэффективном подборе кадров. Коррупция – это следствие развала системы госуправления, которую необходимо создавать с нуля во всех секторах, а не только в МВД.
3. Вместо приватизации госсектора и снижения доли государства в экономике и регулировании, власть сочиняет миф про "деолигархизацию", а на деле отодвигает одни группировки в интересах других в руководстве госкомпаний.
4. Вместо объективного анализа проблем и недостатков экономической и финансовой политики, и выработки стратегии их решения, разыгрывается спектакль отставки министров и премьер-министра. Которые проваливаются один за другим, потому что проблема не в одном Яценюке, а в том, что коалиционная власть не может наладить алгоритм взаимопонимания, не говоря даже о совместных действиях.
В этих условиях отставка правительства стала демонстрацией, что якобы проведена некая работа над ошибками и якобы назначен некий виновный.
Есть ли основания для отставки Яценюка? Безусловно.
Но отставки требует не он один, и даже не только министры, а вся имитационная политика власти, которая вместо разговора по существу и принятия комплексных системных решений жонглирует словами и информационными поводами, выдавая за реформы очаговые и автономные проекты, которые крайне медленно меняют качество всей власти в целом.
И вот если у этой имитационной политики появится реальная альтернатива – со своими планами, программами, пошаговыми действиями, тогда возникнет спрос и на профессиональных людей, которые смогут решить конкретные задачи, тогда появятся объективные критерии оценки их работы.
Я надеюсь, что после вчерашнего спектакля каждый министр, каждый депутат, президент, каждый участник политических команд все-таки понимает – Яценюк несет политическую ответственность за свою работу как премьер-министра, но за системные проблемы развития страны – это в разной степени ответственность каждого, кто вошел во власть.
Сами создали завышенные ожидания, и сами их обманули.