Последняя социология показывает, что если половина избирателей придет голосовать, то в Харькове вполне реален второй тур мэрских выборов.
Сегодня поддержка Кернеса по 4 разным опросам, которые мне удалось получить в штабах его основных конкурентов, колеблется в районе 47-51%. Самоуверенности в легкой триумфальной победе у городского головы в последние недели резко поубавилось. Даже специально приглашенные в штаб Кернеса эксперты-варяги не исключают, что на сей раз все будет очень непросто. Естественно, маховик махинаций уже запущен, все отработанные годами схемы готовы, бюджетные организации на низком старте. Очевидно, что будут всячески натягивать до нужной цифры, но уже сфальсифицировать 4%, как это было в 2010 году при победе Авакова, никак не получится. Кернес отлично понимает, что его время безвозвратно уходит. Киеву он становится все менее интересен. Это последний шанс, и если даже сумеет остаться мэром, то вовсе ненадолго. По крайней мере, вряд ли дотянет до конца каденции, даже если будет и дальше продолжать обильно платить дань нужным людям в столице. Тучи уже сегодня сгущаются, а будущее ничего хорошего прикованному к коляске градоначальнику не сулит. Только блистательная победа в первом туре гарантировала бы ему временное спокойствие, а ее – нет, и, судя по социологии, точно не будет. Если харьковчане придут на выборы, то и вовсе все увидят, что король голый. Причем, новый состав горсовета тоже окажется не карманным. Даже два десятка оппозиционных депутатов способны изрядно попортить нервы, а в нынешней команде Кернеса столько конформистов, что если ветер подует в другую сторону, (а он непременно подует), то удержать ситуацию в горсовете будет крайне сложно. Они уже дрейфуют, но пока еще боятся. Как только станет ясно, что хозяин потерял силу, то быстро переметнутся в лагерь победителя.
Нынешние выборы развеяли годами навязываемый харьковчанам миф о том, что Кернес незаменим. Даже те, кто рискнул выдвинуться, при невыразительной в целом кампании показали, что альтернатива есть. При наличии команды, денег, медийных ресурсов, грамотной работе избирательного штаба, внятной программе, умеренности амбиций и системном подходе уже на следующих выборах результат демократических сил способен быть совершенно иным. Об этом надо думать сразу после выборов, создавая мощное внепартийное движение патриотических сил, но это тема отдельного разговора.
Сегодня тройка лидеров, кто может при благоприятных раскладах выйти во второй тур, выглядит так: Сапронов, Ситенко, Балута. Последние два на несколько процентов отстают, но здесь важно то, что все они топчут одно большое электоральное поле – противников нынешнего городского головы. По сути, 25 октября мы получим своеобразный праймериз. Разрыв с Кернесом в первом туре у каждого из них значительный, однако, любой из кандидатов гарантировано получит во втором раунде более 40%. А если сможет консолидировать усилия протестного электората и сумеет провести яркую кампанию, то вполне в состоянии выиграть выборы. Непробиваемых бабушек, зависимых бюджетников и неубеждаемых совков не более половины харьковчан. Весь мобилизованный различными методами электорат Кернеса все равно проигрывает единому демократическому кандидату. Если он, конечно, будет единым, и выборы пройдут без фальсификаций. Но это в теории, а на практике все решит банальная явка. Если она из-за непогоды, безверия, умничаний на тему «не из кого выбирать» и отсутствия гражданской позиции будет низкой, то мы утратим еще один шанс изменить город. Черчилль утверждал, что плохую власть выбирают хорошие люди, которые не ходят на выборы. Рискну поспорить: после расстрела Небесной Сотни, в условиях войны и небывалого количества волонтеров, желающих что-то менять в стране, вряд ли не идущих голосовать, можно назвать по-настоящему хорошими людьми.