Экономика

Мнение: ловушка популизма и энергетическая безопасность

29 июня 2016 17:50

В ходе решения проблемы энергетической независимости Украины, власти пошли сразу двумя традиционными путями – вначале переложили проблему на простых граждан, а затем разбавили это изрядной долей популизма.

С апреля 2015 года правительство повысило минимальный тариф на газ для населения в 3,3 раза  – до 3600 грн за тысячу кубометров. А 27 апреля 2016 года уже новый премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что Кабмин вводит единую цену на газ для промышленности и населения – 6879 грн за тысячу кубометров.

Само по себе принятие единой цены верно, поскольку перекрывает возможность для манипуляций на газовом рынке. Однако, в меморандуме между Украиной и МВФ об экономической и финансовой политике, согласно которого украинская сторона должна в несколько этапов повысить стоимость газа для населения, говорится, что его уровень должен быть доведен «до экономически обоснованного».

При этом, параллельно с повышением цены была развернута масштабная схема по выплате субсидий за ЖКХ, в ходе которой, в обход рыночных законов, идет лоббирование интересов бизнес-структур, поставляющих тепло, а также традиционный подкуп электората. В 2015 году на субсидии потратили около 18 млрд грн. А с учетом роста цен в 2016 году субсидии по оценкам правительства составят уже свыше 40,2 млрд грн. При этом в прошлом году субсидии получало уже 5,5 млн. домохозяйств (36%). В 2016 году количество льготников должно вырасти еще больше.

Рыночные цены должны определяться платежеспособным спросом, а высокая стоимость энергоресурсов – стимулировать поставщиков и потребителей оптимизировать расходы и применять энергосберегающие технологии. А когда разницу в цене компенсирует государство, это автоматически поддерживает более высокий уровень потребления. В результате поставщики не бьются за уменьшение потерь на магистралях, компенсируя свою неэффективность за счет «государственных» денег.

К этому стоит прибавить, что деньги на субсидии государство получает за счет ренты для «Укргаздобычи». Таким образом, они опосредованно берутся из карманов платежеспособного населения. В результате, получающие субсидию граждане не имеют стимулов для уменьшения потребления энергии, а не попавший под субсидии условный средний класс тратит средства на оплату растущих счетов, а не на «утепление» квартиры.

Энергонезависимость за счет села

Еще одним фактором, колоссально тормозящим Украину на пути к энергоэффективности, является советская централизованная городская инфраструктура. По сути, энергосбережением могут заниматься только владельцы частных домов, которые лично определяют свое потребление. В городах жители многоэтажных домов (за исключением новостроек, построенных уже по другому принципу), по большому счету, не заинтересованы в утеплении.

Прошедшая зима была непривычно теплой, благодаря чему Украина сэкономила большие объемы газа. Однако экономия могла быть на порядок больше. По крайней мере, в Харькове, несмотря на теплую погоду, топили так, что людям приходилось жить при открытых окнах. Опции «прикрутить отопление» квартиры советской постройки не имеют. Даже если самостоятельно врезать необходимые краны – это никак не повлияет на сумму в платежке. А чтобы установить автономное отопление, нужно пройти семь кругов бюрократического ада и не факт, что из этого что-то получится.

При этом в Украине по состоянию на 2014 год в городах проживало около 70% населения, а в селах – чуть больше 30%. Соответственно, государственная политика по уменьшению энергопотребления имеет примерно такую же эффективность. Характерно, что в мае этого года вице-премьер-министр Павел Розенко предложил жителям сельской местности подумать над отказом от пользования природным газом, поскольку это «перспективно в плане энергосбережения». Горожанам аналогичного предложения не поступало.

Для энергетической модернизации города требуется комплексный, государственный  подход, а утепление многоэтажек не терпит нынешней самодеятельности. К примеру, сейчас нередки случаи, когда отдельные жители многоквартирного дома покрывают наружную стену своей квартиры слоем утеплителя. Это влияет не только на внешний вид здания, которое выглядит как лоскутное одеяло. Стена с теплоизоляционным покрытием и соседний, не защищенный участок, эксплуатируются в разном температурном режиме. Если вспомнить уроки физики, то тела при нагревании расширяются. Соответственно, летом под палящими солнечными лучами стены дома (как правило, утепляют панельные многоэтажки) начинают немного «гулять», что может со временем привести к их разрушению в местах стыков.

Субсидии, или кредиты?

Чтобы бороться с подобными проблемами, государство должно прекратить быть «благодетелем» за счет других граждан. Вместо субсидий для 36% домохозяйств, стоило выделить им льготный государственный кредит на энергосбережение, который погашался бы за счет достигнутой экономии.

Также надо проводить государственную политику по установке счетчиков на газ, тепло, и воду. А субсидию стоило бы заменить адресной помощью, одним из условий которой должно стать применение энергосберегающих технологий. Люди должны крутиться, чтобы уменьшить потребление. В свою очередь, это будет стимулировать поставщика сокращать расходы.

Банальный пример – в «богатой» Европе зимой в домах заметно холоднее, чем в Украине. В Великобритании не считают зазорным ходить по квартире в теплом свитере, или меньше отапливать неиспользуемые комнаты. А в Украине «приспосабливаются» к навязанной поставщиками тепла жаре зимой, открывая окна, а потом голосуют за «хорошие» власти, которые выделяют субсидию на оплату бессмысленно сожженного газа.

К этому стоит добавить, что в феврале 2016 года журналисты опубликовали аналитическую записку Минфина, из которой следовало, что из-за разницы в нормативах, которые применяются для определения размера субсидий и учета услуг, деньги бюджета могут быть перерасходованы.

Дело в том, что нормативы, которые использовались для расчета размера субсидий, в два раза превышали показатели, которые применялись при реальных расчетах за услуги. Например, плата за газ при отсутствии счетчиков рассчитывается исходя из норматива 3 куб м, а для начисления субсидии используется показатель 6 куб м.

Таким образом, норматив по расходам тепла для многоквартирного дома выше пяти этажей почти в два раза превышал фактические расходы тепла. Такая же ситуация была с нормативами газа для индивидуального отопления. На начало февраля, по оценкам представителей рынка, объем переплат в стране достиг 4-4,5 млрд грн.

При этом на снижение нормативов потребления власти не могли пойти, поскольку это привело бы уменьшению объемов субсидий и вызвало дополнительное социальное недовольство. В 2016 году, после двойного повышения тарифов, эта проблема будет стоять еще острее.

При этом субсидии по факту получают не граждане, а НАК "Нафтогаз", облэнерго, водоканал и прочие коммунальные предприятия-монополисты. При существующей системе субсидий (назначаемых, когда семья имеет право на государственную помощь, когда более 15% ее доходов уходит на оплату коммунальных услуг) они могут назначать любые необоснованные экономически тарифы, получая от государства все большие выплаты на собственную неэффективность или коррупционные схемы. При такой системе энергетической независимости стране не построить, поскольку это будет не выгодно заинтересованным сторонам.

Александр Комаровский,

специально для «Главное» 


ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling