Смогут ли вдрызг разругавшиеся стороны найти в себе мудрость и мужество, чтобы сесть за один стол, выпить графин чачи, закусить его плиткой «Рошена», пожать друг другу руки и начать все с чистого листа?
Чтобы простить оппонента/врага его нужно обязательно понять. Не так как мы привыкли по традиции делать это в Прощенное воскресенье – позвонили, сказали Прости меня, и, услышав в ответ ожидаемое Бог простит, успокоились, посчитав свою примиренческую миссию выполненной. Если по-настоящему понять и простить, то внутреннее облегчение испытают обе враждующие стороны. И ради этого стоит умерить свою гордыню и амбиции.
Договариваться нужно уметь. Но это уже шаг второй. Первый же шаг – понять и простить. А сделать это ох как непросто.
Понять и простить. Эти два глагола, связанные союзом «и», могут как объединить, так и разделить любую нацию. Особенно в вопросах, связанных с войной и людскими потерями.
В этом смысле наиболее показательной является послевоенная Германия, которая сумела понять и простить миллионы участников агрессивной и человеконенавистнической политики 3-го Рейха. Кроме высокопоставленной верхушки, разумеется, которая попала в чистилище Нюренбергского процесса. Немцы, нужно отдать им должное, смогли принять этот христианский посыл: поняли и простили друг друга. И страна зашагала вперед.
Потом через 40 лет все в той же стране прошел объединительный процесс и искусственное сталинское новообразование под названием «ГДР» исчезло навсегда и стало неотъемлемой частью крепко вставшей на экономические ноги ФРГ. Думаю, что тогда «понять и простить» представителям обеих ранее разъединенных частей Германии было непросто.
Когда оба пораженца выигрывают
Здесь, по логике, автор должен был бы перейти к рассуждениям «понять и простить» в контексте необъявленной войны на Донбассе. Но делать это сознательно пока не буду. А обращусь к другому конфликту, выпрыгнувшему из Украины, как черт из табакерки, на международный уровень.
Плохо заувалированный межличностный конфликт двух некогда друзей, один из которых нынче руководит государством Украина, а второй в свое время стоял у руля государства Грузия, вырвался наружу и смерчем втягивает в себя как сторонников и противников конфликтующих сторон, так и ранее нейтральных к обоим политикам лиц.
В орбиту политических дрязг втягиваются и международные круги. Литва уже заговорила о возможности предоставления опальному грузинскому экс-президенту своего гражданства. Кремль, понятное дело, тихо радуется и похотливо потирает потные ручки. Белый Дом пока выдерживает театральную паузу. Оба его приемыша подрались и оплевали друг дружку с ног до головы. У него дилемма: дать подзатыльник – кому-то одному или обоим?
Предполагаемый результат предвижу пока один: в этом взаимоуничтожающем конфликте в перспективе проиграют все. И самое главное, что непоправимые репутационные потери понесет Украина. С которым пока еще считаются и которое, как бы парадоксально это не звучало, но даже является даже примером. Для патриотов Беларуси да и для части думающих россиян тоже. И, кстати, в ходе недавних уличных акций в Венесуэле протестующие размахивали украинским флагом, чем не показатель его популярности?
Политика – это искусство компромисса. Именно благодаря этому невозможное порою становится возможным. Вот и думаю: а смогут ли вдрызг разругавшиеся стороны найти в себе мудрость и мужество, чтобы сесть за один стол, выпить графин чачи, закусить его плиткой «Рошена», пожать друг другу руки и начать все с чистого листа?
На 99% компромисс невозможен. И тогда впереди межличностная война (под маской которой может скрываться системное противостояние, но все равно – ориентированное на лидеров) до взаимоуничтожающего конца. Согласен, оба вспыливших политика – не ангелы. Претензий к ним масса. И к Порошенко. И к Саакашвили . Но имеет ли право Украина терпеть межличностные войны на фоне 4-го года войны настоящей, каждый день обескровливающей наше страну и наш народ?
И все-таки 1% нужно попробовать использовать. Тогда может произойти невероятное – оба политика из ситуативных «лузеров» могут в одночасье стать победителями. Если договорятся, конечно. И прилюдно поймут и простят друг друга. Сделать такое лучше всего в начале сентября – к старту нового политического сезона будет топ-новость №1. Техника и детали подготовительного процесса – дело тонкое, поэтому они должны быть невидимы для всевидящего ока общественности.
Разгорячившиеся в отстаивании правоты позиции своего «патрона» как «порохоботы», так «саакофилы» должны понимать: их непримиримость и игра на поражение оппонента так или иначе приведет к победе на любых выборах – парламентских и/или президентских – реваншистских сил.
Нельзя забывать, что политики, вышедшие из партийных ячеек «регионалов» и коммунистов, сейчас как никогда едины в своем желании взять реванш. Тем более, что реваншисты уже брали вверх в новейшей истории Украины в 2006-м и 2010-ом годах. А постмайданные силы, как уже у нас повелось, разрознены и занимаются исключительно борьбой с себе подобными.
В результате электоральное поле демократов-патриотов вытоптано. А меряние рейтингами вряд ли приведет к созданию единой монолитной команды. Ибо есть такая черта у украинцев: мы можем в один момент с криком «Ганьба!» объединиться против, но чтобы договориться и пойти «за» кого-то – это почти из области фантастики.
И это уже угроза не для какой-то одной политической силы, а государственности Украины. Ибо реваншисты не такие слабые, как о них думают. И все взоры их обращены на Москву. Придя к власти, они уж точно наведут порядок, во всяком случае, сразу пересажают политических оппонентов без всяких там НАБУ-ГПУ-СБУ и БУ-Бу-Бу. И с Донбассом уж точно что-то решат. С кремлевской помощью.
…Кто сделает первым шаг навстречу – Петро или Михо – неважно. Главное, чтобы он был сделан. Уметь прощать и признавать свои ошибки – качество сильного политика. Если хотите – государственника. Закусить удила и мелко мстить – это в Украине умеет чуть ли не каждый руководитель «именной» партии, «силовик» или министр.
Реваншизм режима Януковича, направляемый путинской рукой, дышит в спину. И если это до кого-то не дохолит, то продолжайте и дальше «мочить» своих, временно показавшихся «чужими». Политика – искусство невозможного. Давайте не забывать об этом.