Статьи

Ярость без гордости

27 июня 2013 22:44

 "Часто, ох, часто слова, которые я пишу, — это мои слезы". Ориана Фаллачи

Игорь Свергун, Бадави Кашаев, Дмитрий Коняев. Их привезут в родной город сегодня ночью. Тихо и под покровом темноты.





В городе в это время еще будет ходить метро - его работа продлена из-за праздника на площади Свободы. И радостная молодежь будет разъезжаться с этого праздника, вволю натанцевавшись под Потапа с Настей, "Би-2" и Софи Эллис-Бекстор, насмотревшись на лазерное и пиротехническое шоу с фейерверком на закуску.









Какое городу дело до того, что трое его сыновей сегодня возвращаются на родную землю в цинковых гробах? Ведь намного важнее то, что полтора месяца назад наша футбольная команда стала серебряным призером чемпионата страны и то, что у нашего мэра сегодня - день рождения. А в воскресенье, когда, говорят, их опустят в харьковскую землю, город будет праздновать День Конституции и День Молодежи, а заодно - и годовщину прошлогоднего футбольного чемпионата. Много чего планируется - и парад волонтеров, и шествие через весь город, и дискотека в парке Горького... И кто вспомнит о том, что погибшие в Пакистане альпинисты свое прерванное так трагически восхождение собирались посвятить родному городу?

И мало кому придет в голову, что теперь у Харькова тоже есть свои "башни-близнецы", свой "Норд-Ост". Четыре дня назад на наш мирный город обрушился джихад, для воинов которого "эти иностранцы наши враги, и мы с гордостью берем на себя ответственность за их убийство и будем продолжать подобные атаки в будущем". Так сказал о наших погибших ребятах представитель пакистанской военизированной группировки "Jundullah" Ахмед Марват. И этот факт, в отличие от лазерного шоу или дискотеки, отменить уже невозможно.

После 11 сентября замечательная итальянская журналистка Ориана Фаллачи написала пронзительное и горькое эссе "Ярость и гордость". Книгу очень спорную и невероятно честную (может, потому и столь неоднозначную). Вы не читали? Прочтите обязательно. Я вспомнила о книге Фаллачи потому, что с 23 июня постоянно испытываю именно ярость, только растущую от сознания собственного бессилия. И первая волна этой ярости - в адрес неведомых убийц с подножья Нанга Парбат, увы, сменилась второй и третьей волной - в адрес собственных соотечественников. Что случилось с тобой, мой город?! Что случилось с тобой, когда один из твоих выкормышей возмутился на форуме медиагруппы "Объектив" тем, что власти собираются оказать помощь семьям погибших альпинистов? Что случилось с тобой, когда еще один такой же вторил ему, что, мол, нечего, "альпинисты - люди не бедные"?! А что случилось с теми, кто в ветке, посвященной погибшим, на risk.ru, несмотря на протесты модераторов и участников, упорно клеймит то исламистов, то мусульман, то вообще националистов? Что с нами, люди?! Испокон веку, когда рядом случается беда, мы несем пострадавшим в том числе и деньги - может быть, потому что не можем ни воскресить погибших, ни вернуть еще вчерашнюю счастливую жизнь. И когда от души - это не худший обычай. У "не бедных" альпинистов остались дети и жены, лишившиеся кормильцев. Соображают ли это мерзавцы, уютно спрятавшиеся за никами - "Iwans", "проссто я" или "Y"? Все время с ужасом думаю - что, если их посты прочтет кто-то из близких погибших ребят? Что, если 13-летний Егор Свергун наткнется на эту мразь в интернете? Слава Богу, хоть семилетняя Маша и двухлетний Саша Коняевы еще читать не умеют... Ярость - и даже по морде дать некому, трусы безымянны и неуловимы - совсем как те, у Нанга Парбат...

А сейчас, когда на площади Свободы начинается чествование команды "Металлист", мне очень хочется спросить их всех, парней в желто-синем, которыми мы гордимся: где же ваша спортивная солидарность? Ведь Игорь Свергун, дважды покоритель высочайшей вершины мира, не меньше вас прославил наш город. Ведь Бадави Кашаев, покоряя Охос дель Саладо в Чили, Орисабу и Истасиуатль в Мексике, Чимборасо в Эквадоре, африканскую Килиманджаро или тибетскую Чо-Ойю, тоже прославлял город, за который играете вы. Как и Дмитрий Коняев, восходя на Монблан. Почему же вы не скорбите о них, о ваших товарищах по спорту? Неужели так уж трудно перед лицом трагедии перенести торжества по поводу события, которому город уже успел порадоваться полтора месяца назад? Неужто ваши фанаты - это сплошные "iwans'ы" да "игреки", которые не поймут, что негоже веселиться, когда в доме покойник?



Президент ФК "Металлист" С.Курченко ПРАЗДНУЕТ!!!


А что стоило, скажем, мэру заявить, что он не станет отмечать свой день рождения? Ведь г-н Кернес - как ни кинь, глава той самой "громады", которую он так любит к месту и не к месту поминать и в которой "громаде" - горе.



Когда из жизни уходят всевозможные "партийные и советские" руководители былых времен или нынешние ничем особым себя не проявившие чиновники, местный депутатский корпус на ближайших сессиях советов неукоснительно поднимается в "минуте молчания" - скорбя о своих. Видимо, убитые в Пакистане альпинисты не заслужили хотя бы такого скромного знака внимания у тех, кто мнит себя истинными представителями пресловутой "громады". Сессия областного совета, решавшая 27 числа вопрос о продаже стадиона "Металлист", не удосужилась начать работу с того, чтобы отдать дань памяти и уважения гражданам нашего города, вписавшим в его историю немало светлых и героических страниц. И не мудрено - из уважения к памяти погибших альпинистов особых политических дивидендов не состряпаешь, куда как удобнее бесконечно апеллировать к погибшим на закончившейся без малого 70 лет назад войне. Так стоит ли удивляться завистливому шипению "iwans'ов" с "игреками"? Ты вырастил равнодушную массу "простых харьковчан" под управлением бездушных руководителей, мой город.

В сущности, все они - и анонимно шипящие в интернете, и почти анонимно руководящие, наверняка сойдутся в одном - в непонимании: зачем вообще было ехать в этот самый Пакистан и покорять эту самую опаснейшую Нанга Парбат? Думаю, никто из них не читал "Рассказов о пилоте Пирксе" Станислава Лема. Там в рассказе "Несчастный случай" человек Пиркс понимает, что двигало необычным роботом Анелом, погибшим при попытке покорить скалу на далекой планете. Помните: "Непреоборимой была сила вызова, которую он ощущал в каменном покое скалы; скорее это был даже не вызов, а что-то похожее на протянутую руку. Тут же у Пиркса появилась уверенность, что от этого нельзя отказываться, что это начало дороги, по которой он не может не пойти". Вот эту "протянутую руку" может понять только тот, для кого есть в жизни нечто вне личного благополучия или безопасности. Но без таких людей человечество до сих пор пахало бы на волах и коротало вечера при лучине. А оно, человечество, извините за банальность, расщепило атом, победило оспу и чуму, оторвалось от земли, ступило на Луну, придумало интернет, наконец. И те, благодаря кому все это произошло и происходит с нами, не станут рассказывать непосвященным ничего, согласно мудрой лемовской иронии, "изменяющего привычную картину мира". А всем остальным, не испытывающим "вызова скалы", следует благодарно помнить о тех, кто ему подвержен, потому что только эти люди уводят нас от тьмы средневековья к будущему.

И если средневековье под личиной фанатизма и мракобесия убивает стремящихся к непокоренным вершинам, живущие дальше должны провожать их с почтением и почетом. И кто мы все, мой город, пляшущие на их похоронах?

Мария КОРОТАЕВА


ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling