Страны-члены ЕС согласились ввести тарифы до 45 процентов на импорт китайских электромобилей, обостряя крупнейший торговый спор между экономическими сверхдержавами за последнее десятилетие, пишет Financial Times.
В ходе голосования в пятницу необходимое количество членов поддержало предложение Европейской комиссии обложить импорт антисубсидиарными тарифами в размере до 35,3 процента в дополнение к существующему 10-процентному сбору, несмотря на яростное сопротивление со стороны Германии и Венгрии.
Решение последовало за годичным расследованием рынка электромобилей, в ходе которого комиссия обнаружила субсидии китайским автопроизводителям и их поставщикам, включая кредиты от банков страны.
Оно также завершает месяцы эскалации столкновений между Брюсселем и Пекином по поводу автомобилей и экспорта сельскохозяйственной продукции.
Тарифы ЕС будут действовать в течение пяти лет и составят от 7,8 процента для Tesla до 35,3 процента для SAIC, владеющей брендом MG.
Этот шаг происходит на фоне агрессивной экспансии китайских компаний в Европу, где отечественные автопроизводители испытывают трудности с производством дешевых электромобилей.
До голосования в пятницу Китай уже принял ответные меры, пригрозив тарифами на импорт бренди из ЕС и начав расследование в отношении свинины и молочных продуктов.
«Я думаю, мы все знаем, что столкнемся с ответными мерами», — сказал один из дипломатов ЕС, участвовавший в голосовании. «Нет никакой совместной стратегии в отношении Китая. Мы, по сути, просто продираемся через завалы».
Голосование также выявило напряженность внутри блока по поводу торговой политики в отношении Китая: Германия и Венгрия, два крупных экспортера в эту страну, настаивали на более сдержанном ответе.
По словам двух человек, осведомленных в этом вопросе, 10 стран-членов проголосовали за тарифы, пять — против, а 12 воздержались.
Словакия, Словения и Мальта присоединились к Германии и Венгрии, проголосовав против. Франция, Италия, Польша, Нидерланды, Болгария, Дания, Ирландия и страны Балтии проголосовали «за».
Испания, чей премьер-министр Педро Санчес предостерег от торговой войны во время недавнего визита в Пекин, воздержалась, фактически поддержав предложение комиссии.
С тех пор как комиссия начала свое расследование, Пекин критикует Брюссель за растущий, по его мнению, протекционизм. Он нанес удар по Франции, объявив о планах ввести 34-процентный налог на бренди, хотя сам еще не ввел его.
Китайские автопроизводители предложили ограничить продажи и повысить цены, чтобы избежать тарифов, и комиссия заявила в пятницу, что «продолжит упорно работать над поиском альтернативного решения, которое должно быть полностью совместимым с ВТО, адекватным в отношении вредного субсидирования, установленного в ходе расследования комиссии, контролируемым и обеспечивающим исполнение».
Немецкие автопроизводители, большая часть продаж и прибыли которых приходится на Китай, активно выступают против повышения тарифов.
Перед голосованием главный исполнительный директор BMW Оливер Ципсе предупредил, что торговый конфликт между ЕС и Китаем «серьезно замедлит… борьбу с изменением климата».
Таня Гённер, управляющий директор BDI, ведущей бизнес-организации Германии, призвала обе стороны «продолжить переговоры и предотвратить эскалацию торгового конфликта».
По данным сиднейской исследовательской группы Climate Energy Finance, с начала 2023 года китайские производители электромобилей и аккумуляторов сделали по меньшей мере восемь крупных инвестиций в создание производств в этом блоке.
В их число входят новые предприятия в Венгрии компаний BYD и CATL, крупнейших в мире производителей электромобилей и аккумуляторов соответственно. Еще несколько заводов китайские компании строят в Марокко и Турции.
Министерство торговли Китая раскритиковало тарифы как «несправедливый, незаконный и необоснованный» протекционизм, добавив, что ЕС должен разрешить «торговую напряженность путем переговоров».