Вскоре Украина может стать 125-м государством-членом Международного уголовного суда (МУС), пишет Le Monde. В четверг, 15 августа, президент Украины Владимир Зеленский внес в Раду законопроект о ратификации Римского договора — основополагающего документа суда, созданного в 1998 году для преследования виновных в геноциде, преступлениях против человечности, военных преступлениях и агрессии.
До сих пор украинская армия решительно выступала против присоединения к договору МУС, опасаясь, что сама станет мишенью для судебного преследования в контексте конфликта, развязанного Россией с 2014 года.
В то же время Евросоюз, все члены которого ратифицировали договор, подписанный в Риме в июле 1998 года, все активнее настаивал на своем. «Все рассуждения, что это каким-то образом навредит самой Украине — всего лишь рассуждения, и не более того», — заявил министр иностранных дел Дмитрий Кулеба еще в 2023 году, подготавливая почву.
«Ратификация Римского статута станет мощным сигналом о нашей приверженности европейской интеграции», — заявила заместитель главы канцелярии президента Украины Ирина Мудра. Присоединение к МУС, добавила она, «даст Украине больше возможностей для наказания российских преступников, укрепит ее позиции на дипломатической арене и (…) международную изоляцию России».
Под всесторонним давлением, в частности со стороны еврокомиссара по вопросам юстиции Дидье Рейндерса и прокурора МУС Карима Хана, украинские власти наконец вышли из тупика, сославшись на статью 124 Римского договора.
Эта статья позволяет на 7 лет освободить любого украинца, гражданского или военного, от преследования за военные преступления со стороны МУС.
Статья 124 также распространяется на лиц, совершивших военные преступления на территории Украины, независимо от их национальности, и, следовательно, будет применяться к российским солдатам. Однако это не окажет практически никакого влияния. Украина сохранит возможность преследовать российских военных преступников в своих судах.
▪️Статья 124 будет применяться только после того, как Украина официально станет членом МУС, то есть через три месяца после того, как она представит в ООН ратифицированный текст, принятый парламентом. Поэтому он никак не повлияет на шесть ордеров на арест, уже выданных МУС в отношении российских политических и военных лидеров, включая Владимира Путина.