Лонгриды

The Telegraph: Если этот украинский город отойдет к России, «это будет вина Америки»

авдеевка
Украинские артиллеристы на передовой вблизи Авдеевки отчаянно нуждаются в помощи боеприпасами / Фото Getty Images

Даже по кровавым меркам восточного фронта Украины, это бойня — в промышленных масштабах, отмечает британская The Telegraph.

Над ничейной территорией за пределами Авдеевки жужжит камера украинского беспилотника, подсчитывая количество погибших врагов. Во время короткого путешествия над истерзанными боями полями камера насчитала 113 неубранных российских трупов, гниющих в грязи.

Такие потери стали регулярным явлением с тех пор, как российские войска начали тотальный штурм Авдеевки в ноябре. По оценкам британской разведки, около 1000 российских солдат погибают или получают ранения ежедневно, что делает этот участок фронта одним из самых дорогих мест боев в двухлетней войне.

Однако, несмотря на ужасные человеческие жертвы, силы Владимира Путина, похоже, наконец приблизились к взятию Авдеевки — или того, что от нее осталось. На прошлой неделе российские войска достигли разрушенных окраин города, что вызвало предупреждение городского головы Виталия Барабаша о том, что ситуация стала «критической».

«К сожалению, враг давит со всех сторон, — сказал он в четверг. «Нет ни одной части нашего города, где было бы спокойно, они штурмуют очень большими силами».

На первый взгляд, Авдеевка не является большой ценностью, не говоря уже о том, что за нее стоит положить тысячи жизней. В ней проживает лишь около 30 000 человек — большинство из которых давно сбежали — и мало что есть, кроме огромного коксохимического завода советских времен в ее окрестностях.

Зато, как и Бахмут — такой же скромный приз, который российские войска получили большой ценой в мае прошлого года, — ценность Авдеевки является скорее символической, чем стратегической. Но если россияне возьмут там верх, нарратив о победе может больше не сводиться только к грубой российской военной силе. Также встанет вопрос о том, окончательно ли ослабевают собственные силы Украины, чьи силы истощены не только двумя годами непрерывных ударов, превышающих их вес, но и ослабевающей поддержкой Запада.

По словам украинских командиров, недавнее блокирование пакетов военной помощи со стороны США и ЕС привело к катастрофической нехватке артиллерии на линии фронта в Авдеевке. Еще летом обе стороны обстреливали друг друга примерно в равном количестве. Сейчас, жалуются украинцы, российские войска могут выпустить пять снарядов на один свой.

«Общее ощущение такое, что если Авдеевка падет, то это будет вина Америки», — говорит Глен Грант, бывший атташе по вопросам обороны Великобритании в странах Балтии и бывший советник министерства обороны Украины.

«Задержки с поддержкой были слишком большими, у украинцев заканчивается все, а европейцы еще не смогли компенсировать эту потерю. Основное — это просто нехватка артиллерийских боеприпасов и ракет — они порой заканчиваются почти на нуле».

Штурм Авдеевки начался в октябре, именно тогда, когда впервые появились первые признаки того, что шансы Украины на победу в войне уменьшаются. Летнее контрнаступление на Запорожье на юге не дало ожидаемых результатов, а начало конфликта между Израилем и ХАМАС отвлекло внимание западных сторонников Украины. Надеясь воспользоваться преимуществом, 40-тысячное российское войско атаковало город, расположенный в 15 милях к северу от удерживаемого сепаратистами Донецка.

Сначала это была катастрофа. Украинские войска уже обустроили позиции в советских башенных сооружениях на окраинах Авдеевки, которые давали им выгодные позиции над открытыми полями, окружавшими город. Российской бронетехнике приходилось двигаться по местности, уже запрограммированной для украинских артиллерийских ударов, и за первые два месяца она потеряла более 200 единиц техники.

Тогда Кремль перешел к так называемой тактике «мясной волны»: стремительных атак тысячами низкопробных пехотинцев. Это тоже не имело успеха, и после потерь около 13 000 к декабрю казалось, что штурм угасает.

Россияне возобновили темп, применив беспилотники, оснащенные приборами ночного видения, и нарушили украинские линии снабжения, которые полагались на прикрытие темноты.

В битве участвовали одни из лучших украинских подразделений: 110-я механизированная бригада, которая защищала Авдеевку дольше всех с начала войны, и 47-я механизированная бригада, которая возглавила летнее контрнаступление. Несмотря на глубокую зиму, когда боевые действия обычно затухают, бои не прекращаются.

«Каждый день появляются новые свежие силы [россиян], независимо от погоды, независимо от чего-либо — от потерь, — рассказал Радио Свобода один из украинских солдат. «Но несмотря ни на что, они продолжают ползти — буквально по телам своих».

Но в то время как россияне могут опираться на, казалось бы, бесконечные резервы войск, многие из которых являются бывшими заключенными, украинские ряды ослабевают. Согласно статье в Telegram украинского журналиста Юрия Бутусова, 110-й батальон был вынужден порой привлекать своих автомехаников, некоторые из которых — пожилые люди, для защиты брешей на линии фронта в городе.

«Каждый, кто может держать автомат, нужен для защиты Авдеевки», — написал Бутусов, отметив, что многие «деды» погибли в бою.

«Линии фронта в целом становятся чрезвычайно редкими на людей, и Авдеевка является симптомом этого, — добавил Грант. «110-я — хорошее подразделение, но оно просто изношено».

Российские войска также имеют преобладающее количество FVP-беспилотников: мини-беспилотники с взрывными устройствами, которые оператор может направить прямо в цель. Кадры показывают, как они преследуют отдельных солдат по полю боя, как гигантские насекомые, жужжат над головой, а затем налетают и разрывают своих жертв на куски.

В дополнение к тяжелым ранениям, украинские военные жалуются, что им все еще приходится полагаться на онлайн-пожертвования волонтеров, чтобы собрать деньги на покупку беспилотников; воины, сетуют они, не должны быть еще и сборщиками средств.

Битву за город на Донбассе затмевают нынешние президентские гонки по обе стороны Атлантики. В США финансовую блокаду Украины возглавляют республиканцы, симпатизирующие кандидатуре Дональда Трампа, который пообещал сократить помощь Украине, чтобы заставить Киев заключить мирное соглашение. Путин, тем временем, хочет использовать Авдеевку как скальп для своих избирателей накануне президентских выборов в России 17 марта.

Не все, правда, видят Авдеевку в таком флюгерном контексте. В то время как Сергей Марков, бывший советник Кремля, утверждает, что ее взятие «станет большой победой российской армии», другие говорят, что это лишь укрепит безопасность соседнего оккупированного Донецка, главного местного российского логистического узла.

Кроме того, какой бы ни была причина неудач в Авдеевке, украинские войска также чувствуют, что, как и в случае с Бахмутом, они снова заставили Россию заплатить очень высокую цену. Один из украинских бойцов в городе сказал, что боевой дух все еще силен, и что отсутствие западной поддержки является лишь одним из факторов.

«Нельзя обвинять в чем-то только причину или лицо — это все комплексно», — сказал он. «Но да, если бы Украина имела хотя бы половину боеприпасов, которые Россия использует ежедневно, мы бы сейчас имели гораздо лучшую картину везде и всюду».


Теги:

Если вы заметили орфографическую ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling