Российское наступление на Донбассе набрало обороты, оккупационные войска захватили несколько городов и приблизились на расстояние 8 км от Покровска и 4 км от Мирнограда. Как говорится в материале The Financial Times, россияне попытаются захватить эти два логистических узла до конца года.
Некоторые командиры и солдаты считают это издержками Курской операции. «Курск был хорошей идеей, он показал, что Россия слабее, чем многие считали… Но мы расплачиваемся за это частью нашей собственной земли», — сказал командир украинского подразделения сухопутных войск.
Покровск и Мирноград, население которых в довоенные времена составляло 100 000 человек, имеют жизненно важное значение для обороны восточного фронта Украины. Если они упадут, это поставит под угрозу более крупные города Константиновку, Дружковку, Краматорск и Славянск и значительно усилит позиции России в регионе, предупреждают украинские командиры.
Основная стратегия России остается неизменной с февраля 2022 года — подавление украинских сил за счет огромной мощности и преимущества в ресурсах, рассказали Financial Times в начале этого месяца командиры украинских бригад. Все они жаловались, что их подразделения иногда уступали по численности в соотношении 1:8, и что на каждый выпущенный снаряд россияне выпускали 10 или более.
Однако, по словам командиров, российские войска адаптировались, делая выводы из прежних ошибок и избегают крупных наступлений с использованием танков и бронетехники.
Командир батареи 21-го батальона Отдельной президентской бригады Михаил, который находится в регионе с апреля, говорит, что в середине лета российская тактика изменилась.
Теперь они используют более быстрые и мобильные подразделения и переняли тактики, которые ранее применял «Вагнер». «Путин уничтожил «Вагнер», но взял самые эффективные его части», — сказал Михаил. Российская армия, добавил он, «сделала выводы и опыт из „Вагнера“ и воюет так же, как он».
В то же время украинцы мало что могут сделать против российской авиации, которая пускает бомбы, говорят солдаты. «У нас нет никакой противовоздушной обороны», — говорит заместитель командира 72-й механизированной бригады ВСУ, которая ведет бои в 70 км к югу от Покровска в Угледаре. Город находится под угрозой окружения российскими войсками.
Попытка взять Угледар дорого обошлась российским войскам — за почти два года боев тысячи солдат погибли, сотни танков и бронемашин уничтожены. Но, по словам заместителя командира, поскольку его собственные войска истощены, у россиян может быть больше шансов захватить его в ближайшие недели. «С момента начала полномасштабного вторжения у нас не было ни одной ротации… Нам нужен перерыв», — сказал он.
Задержки с поставками западных вооружений также являются фактором ухудшения ситуации для украинских войск, говорят командиры. Однако они возложили вину и на украинское военное руководство за слишком медленное строительство оборонительных линий, а также за сооружение неэффективных траншей и огневых позиций.
«Где наши укрепления?» — спросил заместитель командира. В феврале, когда россиянам впервые удалось прорваться, захватив Авдеевку, «не было никаких реальных оборонительных линий».
То, что было построено с тех пор, по его словам, было неадекватным — в открытых полях, подальше от деревьев, а иногда и за вершинами холмов, что затрудняет обнаружение противника.
«Это полный бред… Мы не можем перебросить пехоту к окопам без какого-либо укрытия», — сказал он. Войска полагаются на кустарник, который почти не скрывает их передвижения, что в результате приводит к бессмысленным смертям.
В последние недели Украина перебросила подкрепления для усиления своих подразделений вокруг Покровска и активизировала строительство укреплений. Но и Россия изменила тактику, уменьшив атаки в сторону Покровска и пытаясь обойти украинские позиции с флангов.
Теперь она сосредоточилась на территории вокруг Угледара и Курахово — еще одного опорного пункта, который сталкивается с интенсивным российским наступлением. Такой подход растянул поле боя и еще больше усложнил оборону Украины, говорят командиры.
Юрий, командир 68-й егерской бригады, чьи войска сражались, но в итоге не смогли отстоять Новогродовку, говорит, что последние бои были очень напряженные. «Потерь больше, чем раньше», — сказал он.
Юрий отказался назвать масштаб потерь, но рассказал, что его подразделение находится в разрушенном состоянии: раненых солдат отправили в госпитали и психиатрические отделения, а здоровых перевели в другие части.
Он также рассказал о российских атаках с применением химического оружия, в частности об одной из них в апреле, когда солдаты выскочили из окопов, чтобы подышать чистым воздухом, но попали под обстрел.
Российские потери были больше, сказал Юрий, но несмотря на то, что сотни российских солдат умирали каждый день, им на смену быстро приходили новобранцы. «Это невероятно… Как долго они смогут это продолжать?» — сказал он.