Tesla отказывается от планов выпуска дешевых автомобилей

Tesla отменила давно обещанный недорогой автомобиль, на который рассчитывали инвесторы, чтобы стимулировать рост компании до уровня массового автопроизводителя. Об этом пишет Reuters со ссылкой на информацию от трех источников, знакомыми с этим вопросом, и сообщениями компании.

По словам источников, автопроизводитель продолжит разработку самоуправляемых роботакси на той же платформе для малолитражных автомобилей.

Это решение означает отказ от давней цели, которую глава Tesla Илон Маск часто характеризовал как свою основную миссию: создание доступных электромобилей для широких слоев населения.

Его первый «генеральный план» компании в 2006 году предусматривал сначала производство роскошных моделей, а затем использование прибыли для финансирования «недорогого семейного автомобиля».

С тех пор Маск неоднократно обещал такой автомобиль инвесторам и потребителям. В январе он сообщил инвесторам, что Tesla планирует начать производство доступной модели на своем заводе в Техасе во второй половине 2025 года.

Самая дешевая нынешняя модель Tesla, седан Model 3, стоит в США около 39 000 долларов. Ожидалось, что уже несуществующий автомобиль начального уровня, который иногда называют Model 2, будет стоить около 25 000 долларов, о чем написало Reuters.

После публикации статьи Маск написал на своей странице в социальной сети X, что «Reuters лжет (снова)». Он не указал никаких конкретных неточностей.

Акции Tesla упали более чем на 6% после сообщения Reuters, но частично восстановили свои позиции после публикации Маска. На момент закрытия рынка в пятницу акции упали на 3,6%.

Вскоре после этого Маск опубликовал на X: «Роботакси Tesla презентуют 8/8», что вернуло акции к росту на внеурочных торгах.

Резкий разворот произошел, когда Tesla столкнулась с жесткой конкуренцией со стороны китайских производителей электромобилей, которые заполонили рынок автомобилями стоимостью от 10 тыс. долларов США. План создания беспилотных роботакси, реализация которого может занять больше времени, представляет собой более сложный инженерный вызов и несет в себе больше регуляторных рисков.

Два источника сообщили, что узнали о решении Tesla снять с производства Model 2 на встрече, в которой участвовали десятки сотрудников, причем один из них сказал, что встреча состоялась в конце февраля.

«Директива Илона заключается в том, чтобы пойти ва-банк на роботакси», — сказал этот человек.

Третий источник подтвердил отмену и сообщил, что новые планы предусматривают производство роботакси, но в гораздо меньших объемах, чем планировалось для Model 2.

Среди нескольких сообщений компании, которые изучило агентство Reuters относительно этого решения, есть сообщение от 1 марта от неназванного руководителя программы доступного автомобиля, который обсуждал закрытие проекта с инженерным персоналом и советовал им подождать с сообщением поставщикам «об отмене программы».

Четвертое лицо, знакомое с планами Tesla, выразило оптимизм относительно решения отойти от стратегии производства дешевых автомобилей в пользу роботакси — сегмента, который Маск считает будущим мобильности. Источник предупредил, что продуктовые планы Tesla могут снова измениться в зависимости от экономических условий.

Выжимание прибыли из автомобилей начального уровня — это вызов для любого автопроизводителя. Но задержка Tesla в создании автомобиля, который Илон Маск когда-то назвал своей мечтой, сделала его гораздо сложнее, поскольку сейчас она сталкивается с гораздо большей конкуренцией в этом ценовом диапазоне.

В то время как Tesla потратила годы на разработку своего очень экспериментального Cybertruck, дорогого электрического пикапа, китайские автопроизводители вырвались вперед с доступными электромобилями, захватив долю рынка, получив экономию от масштаба и предлагая потребителям выгодные цены, с которыми западные автопроизводители пытаются сравниться.

В то время как китайские электромобили бросили вызов доминированию Tesla, Маск заботился о своей разветвленной империи, которая включает производителя ракет SpaceX, разработчика мозговых чипов Neuralink и гиганта социальных сетей X, которого Маск приобрел в 2022 году.

Платформа, которая ранее называлась Twitter, была основана под нестабильным руководством Маска и потеряла большую часть своей стоимости, поскольку компания потеряла доход и рекламодателей.

Планы по доступной Tesla рассматривались как ключ к реализации стратосферных амбиций Маска по росту продаж. В 2020 году Маск заявил, что Tesla стремится к 2030 году продать 20 миллионов автомобилей — вдвое больше, чем сегодня продает крупнейший в мире автопроизводитель Toyota.

Со смертью Model 2 непонятно, как он достигнет этой цели.

Ожидания относительно автомобиля стоимостью $25 000 подкрепили более скромные, но все еще амбициозные прогнозы аналитиков с Уолл-стрит относительно продаж Tesla. Эти прогнозы, согласно документу Tesla об отношениях с инвесторами, предполагают, что продажи автомобилей вырастут до 4,2 миллиона к 2028 году с 1,8 миллиона в прошлом году.

Маск и раньше колебался относительно этого проекта. В биографии предпринимателя, опубликованной в прошлом году, автор Уолтер Иссаксон сообщил, что Маск в 2022 году «приостановил» планы по электромобилям начального уровня, мотивируя это тем, что роботакси Tesla сделает автомобиль неактуальным. Советники Маска убеждали его не отступать от намеченного курса, говорится в книге.

Отмена проекта доступного автомобиля произошла на фоне того, что Tesla и другие известные автопроизводители были поражены замедлением роста спроса на электромобили в США и Европе, а также жесткой конкуренцией со стороны Китая.

Если бы Tesla продолжила работу над недорогим автомобилем, то, по оценкам компании, он появился бы на рынке не раньше второй половины 2025 года. Но сегмент электромобилей начального уровня уже переполнен привлекательными моделями от BYD и многих других китайских брендов.

BYD уже предлагает множество моделей низкого и среднего ценового диапазона, включая хэтчбек Seagull стоимостью менее $10 000. Теперь китайский автопроизводитель планирует экспортировать этот автомобиль по более чем вдвое более высокой цене — но все равно ниже, чем целевая цена дешевого автомобиля, который планировала построить Tesla.