В Белграде идет война граффити. Напротив школы, где 3 мая произошла стрельба, в результате которой погибли десять человек, мурал с Владимиром Путиным неоднократно перекрашивали в поддержку Украины. А граффити в честь командующего армии боснийских сербов Ратко Младича, осужденного Международным трибуналом ООН, часто портят и восстанавливают, пишет The Economist.
Страсти накалены до предела. Российский антикремлевский активист Петр Никитин попросил местные СМИ рассказать о перекрашивании граффити с Путиным. После этого, президент Сербии Александр Вучич обрушился на него с критикой по телевидению. Художника задержали на 44 часа.
Другой антивоенный россиянин Илья Зернов бежал в Германию после того, как был избит за закрашивание граффити с надписью «Смерть Украине».
На активистку Аиду Корович напали полицейские после того, как она испортила рисунок Младича.
По мере того как потери России в Украине растут, националистические уличные художники переходят к другим темам: гомофобии («Мне не нужны папа и папа»), милитаризму («Сербия – это Спарта») и политике объединения («Когда армия вернется в Косово»).
Либеральный культурный центр «Крокодил» в Белграде тоже сменил ориентацию. Когда он закрасил рисунок, призывающий отвоевать Косово, националисты восстановили ее и разрисовали штаб-квартиру националистическими лозунгами. Теперь ее основатель Владимир Арсеньевич придерживается более тонкого и менее политического антивоенного подхода. «Крокодил» платит художникам за привлечение молодежи к созданию разрешенной серии рисунков, которая, по его словам, будет излучать «нежные вещи, как приятные, мирные женские образы».