Politico: Выжить в 2024 году, чтобы победить в 2025

Чтобы оценить перспективы на предстоящий год, Politico обратился к аналитикам, действующим офицерам и военным экспертам с просьбой высказать мнение о ходе войны РФ против Украины.

Никто не смог дать точную дорожную карту на 2024 год, но все согласились, что три основных фактора будут определять траекторию развития событий в ближайшие месяцы.


Во-первых, этой весной необходимо умерить ожидания, поскольку у Украины не будет ни техники, ни личного состава, чтобы начать значительное контрнаступление.

Во-вторых, Россия с помощью союзников добилась превосходства в артиллерии и, вместе с неустанными наземными атаками бьет ею по украинским позициям. 

В-третьих, без западных средств ПВО и ракет дальнего действия, а также артиллерийских снарядов, Киеву будет трудно организовать надежную, устойчивую оборону.

“Год будет сложным, никто не может предсказать, с какого направления пойдет Россия и продвинемся ли мы в этом году”, — говорит украинский военный аналитик Тарас Чмут.

После многих недель кровопролитных боев российские войска окончательно взяли Авдеевку. Не делая передышки, военные начали атаки на другие украинские опорные пункты и логистические узлы: Работино в Запорожской области, Купянск в Харьковской области и Часов Яр в Донецкой области.

“Критическим фактором является способность Украины занять выгодные оборонительные позиции”, — на условиях анонимности сказал Politico действующий немецкий офицер.

В дополнение к пренебрежению к собственным потерям, Россия смогла преодолеть украинскую оборону благодаря превосходству в артиллерии. Оценки ежегодного производства и покупки снарядов в России варьируются от 1 миллиона до 4,5 миллиона. “Этот объем значительно превышает количество артиллерийских боеприпасов, имеющихся у Украины”, — отмечается в исследовании министерства обороны Эстонии. России также помогают поставки беспилотников из Ирана и до миллиона снарядов из Северной Кореи.

Украина, тем временем, испытывает нехватку снарядов, что вынуждает ее войска ограничивать количество выстрелов и полагаться на альтернативные технологии, такие как беспилотники, чтобы сдержать российские атаки. Киев пытается увеличить внутреннее производство, но прогресс идет медленно.

В ходе состоявшегося 20 февраля телефонного разговора между министром обороны Украины Рустемом Умеровым, главкомом ВСУ Александром Сырским и главой Пентагона Ллойдом Остином были определены приоритеты Украины в отношении новых вооружений и техники на ближайшие месяцы.

По словам одного из собеседников Politico, эти запросы отражают некоторые важные изменения в том, как украинцы планируют воевать в этом году, и свидетельствуют о том, как изменился ход военного конфликта с первых дней.

Как обычно, список пополняется системами ПВО, но вместо истребителей или танков Киеву нужны беспилотники для наблюдения и нанесения дальних ударов, а также системы радиоэлектронной борьбы для глушения российских беспилотников и баллистических ракет.

По словам старшего научного сотрудника аналитического центра Royal United Services Institute Джастина Бронка, от того, насколько успешно Запад в ближайшие месяцы будет снабжать Украину, зависит, удастся ли ей выстоять в этом году.

По данным американской разведки, с начала боевых действий 315 000 российских солдат были убиты или ранены, но Кремль продолжает поставлять новых людей. В прошлом году Владимир Путин заявил, что в Украине находятся 617 000 солдат. Население России в три раза превышает население Украины, что позволяет Путину пока избегать новой мобилизации и полагаться на контрактные войска и вербовку заключенных.

Численность армии Украины составляет 800 000 человек, а резервистов — более миллиона. Однако ВСУ нужно больше людей, чтобы иметь возможность отпустить с фронта измотанных солдат и сформировать новые части из обученных и отдохнувших военнослужащих.

Этот год “будет годом стратегического строительства и обороны как для Украины, так и для евроатлантического сообщества — временем создания необходимой военной и промышленной базы… К 2025 году Украина сможет обладать достаточными навыками и средствами для победы над Россией”, — заявил министр обороны Эстонии Ханно Певкур.

Еще одна задача для Украины — сохранить веру. 85% населения по-прежнему верят в победу своей страны, но все меньше людей могут описать, как будет выглядеть эта победа и когда она наступит. Пессимизм во многом объясняется тем, что в последние месяцы поставки помощи замедлились.

Однако для бывшего командующего сухопутными войсками США в Европе генерала Бена Ходжеса тот факт, что Украина поддерживает жизнеспособную оборону и сохраняет решимость, является поводом для позитивного настроя. “Постойте, эта война длится уже 10 лет, у России есть все преимущества, однако спустя 10 лет она занимает только 18% территории Украины… Они потеряли полмиллиона солдат, Черноморский флот с каждым днем становится все хуже, а ВВС не могут добиться превосходства в воздухе… Я думаю, что Россия на самом деле находится в худшем положении, чем мы думаем”, — говорит Ходжес.