Удары украинских беспилотников по нефтеперерабатывающим заводам в глубине России привели к тому, что Кремль пытается защитить собственную территорию, одновременно ведя войну против своего соседа. Но эти атаки также привели к немыслимому — крупнейшая нефтяная держава мира осталась без бензина.
Об этом говорится в материале Politico.
Цены на дизельное топливо для российских потребителей взлетели до небес, поднявшись почти на 10 процентов только за последнюю неделю. Стоимость бензина также достигла шестимесячного максимума, увеличившись более чем на 20 процентов с начала года, поскольку предложение сокращается и все больше заводов вынуждены приостанавливать производство.
В прошлую среду два топливных хранилища, принадлежащих российскому энергетическому гиганту «Роснефть», примерно в 500 километрах от границы с Украиной, были серьезно повреждены беспилотниками. В этом году более десятка нефтеперерабатывающих заводов в девяти российских регионах подверглись подобным ударам.
«Это как комар — когда вы не можете его найти, не можете его убить, а он возвращается каждую ночь, вы будете истощены», — сказал Филип Ингрэм, бывший офицер британской военной разведки и планировщик НАТО. «Это очень хороший способ снять напряжение с линии фронта».
В результате Москва сократила экспорт топлива до почти исторического минимума, отгрузив на прошлой неделе чуть более 712 тысяч тонн дизельного топлива, по сравнению с более 844 тысячами за ту же неделю в 2023 году.
Для Москвы это и политическая, и военная проблема. Кроме того, что дешевое топливо имеет важное значение для военных усилий России, оно является ключевой частью предложения президента Владимира Путина для населения.
Похоже, что эта тенденция сохранится в обозримом будущем.
Выступая на этой неделе перед местными СМИ, Игорь Юшков, аналитик российского Фонда национальной энергетической безопасности, заявил, что цены вряд ли снизятся в ближайшее время — и стране, возможно, даже придется импортировать бензин из запасов, хранящихся в соседней Беларуси.
В прошлом году Москва была вынуждена ввести запрет на экспорт бензина и дизельного топлива из-за дефицита на внутреннем рынке, где цены исторически удерживались на низком уровне, чтобы успокоить автомобилистов и искусственно стимулировать сельскохозяйственный сектор.
Однако, когда топливо подорожало на международном рынке, посредники начали наживаться на продаже дешевого бензина за границу, который предназначался для использования внутри России, что привело к созданию бурного «черного рынка». Москва ослабила запрет в ноябре, но была вынуждена снова ввести его в марте из-за украинских ударов.
В то время как большинство западных стран прекратили импорт российского нефтепродуктов, таких как бензин и дизельное топливо, Объединенные Арабские Эмираты, а также несколько южноамериканских и североафриканских стран продолжали покупать его, чтобы воспользоваться низкими ценами или реэкспортировать его.
«Физические санкции» со стороны Украины могут ускорить фактические санкции», — считает Мария Шагина, эксперт по российской экономике Международного института стратегических исследований. «Киев обнаружил технологическую уязвимость Москвы, а удары украинских беспилотников по российским нефтеперерабатывающим заводам ускоряют влияние западных санкций, которые уже привели к тому, что эти заводы пытаются заменить западное оборудование, запчасти и программное обеспечение».
Однако усилия Украины перекрыть поток топлива и средств, которые Кремль использует для того, чтобы сеять смерть и разрушения, вызвали предостережения со стороны Соединенных Штатов, а высокопоставленные чиновники, такие как министр обороны Ллойд Остин, публично предостерегали от ударов, опасаясь, что они могут подорвать мировой энергетический рынок. Москва, тем временем, активно атаковала украинскую инфраструктуру, разрушив электросеть страны и погрузив миллионы людей в темноту.
Киев пообещал сделать все возможное, чтобы подорвать способность России вести войну, несмотря на предупреждения.