Израиль, хотя и сильно зависит от поддержки Соединенных Штатов, Германии и других западных стран, заметно отстал от них, когда речь зашла об отношениях с Россией во время ее войны против Украины.
Задолго до того, как 7 октября ХАМАС атаковал Израиль из сектора Газа, страна отказала украинцам в просьбе прислать оружие или применить широкомасштабные санкции против России, включая прекращение полетов в эту страну, пишет The New York Times.
Несмотря на желание президента Украины Владимира Зеленского, который сам является евреем, посетить страну и выразить солидарность после нападения, он так и не совершил эту поездку.
Причины кроются в уникальных потребностях Израиля в сфере безопасности и в деликатных отношениях премьер-министра Биньямина Нетаньяху с президентом России Владимиром Путиным, главным сторонником врагов Израиля в регионе, которого Израиль не может позволить себе обидеть.
Поскольку война Израиля с ХАМАС идет уже шестой месяц, Нетаньяху нуждается в доброй воле Путина, чтобы помочь сдерживать Иран, в частности, и продолжать наносить удары по иранским целям в Сирии, стараясь при этом не навредить силам, которые Россия там держит.
Поэтому Нетаньяху постоянно предоставляет российскому лидеру широкую свободу действий, даже рискуя вызвать отторжение у главных союзников Израиля в Европе и США. «Израиль балансирует на тонком канате», — считает Эммануэль Навон, исполнительный директор ELNET Israel, неправительственной организации, которая стремится укрепить дипломатические связи между Израилем и Европой.
Но даже когда Израиль осторожно подходит к России, отношения между ними остаются крайне односторонними. Путин является ярым критиком Израиля, используя осуждение израильской стороны в войне против ХАМАС для обращения к Глобальному Югу — группе развивающихся и слаборазвитых стран, некоторые из которых критикуют США, Европу и существующий мировой порядок.
После атаки ХАМАС 7 октября, в результате которой, по данным израильских властей, погибло около 1200 человек, в основном мирные жители, Путин три дня ничего не говорил. Затем, не выразив соболезнования Израилю или жертвам, российский лидер раскритиковал Соединенные Штаты, назвав 7 октября «ярким примером провала политики США на Ближнем Востоке».
С тех пор Россия активно осуждает войну Израиля против ХАМАС, в результате которой погибло более 31 000 человек.
В Организации Объединенных Наций Россия ставит под сомнение право Израиля на самооборону и неоднократно призывала к гуманитарному прекращению огня, чтобы остановить военную кампанию Израиля. Россия также пропагандирует взгляды сторонников Хамаса в Интернете.
В то же время Россия использовала войну в Газе для оправдания своей войны против Украины. Запад, по ее мнению, лицемерно осуждает нападения России на гражданское население Украины, поддерживая при этом аналогичные, по его мнению, нападения Израиля на гражданское население в Газе.
После декабрьского разговора между Нетаньяху и Путиным, который отражает напряженность в отношениях между двумя странами, Нетаньяху заявил, что критиковал Россию за поддержку Ирана, а Путин сказал, что критиковал Израиль за гуманитарный кризис в Газе. В прошлом Нетаньяху хвастался своими прекрасными отношениями с Путиным и своей способностью вести дела с великими державами.
Теперь же «эти отношения стали скорее помехой, чем преимуществом». Углубление связей между Россией и Ираном во время войны в Украине также вызвало обеспокоенность израильских и американских чиновников. Тегеран поставляет Москве беспилотники, ракеты и другое оружие.
Аркадий Мильман, бывший посол Израиля в России, ныне работающий в Институте исследований национальной безопасности при Тель-Авивском университете, считает, что Нетаньяху, похоже, игнорирует тот факт, что «Израиль воспринимается русскими как враг». По его словам, отношения между Израилем и Россией будут только ухудшаться, потому что «русские выбрали явно антиизраильскую сторону».
Но Израиль вряд ли может позволить себе разрыв отношений. Значительное число израильских граждан эмигрировало из бывшего Советского Союза и выстроили свою жизнь в Израиле. И Израиль по-прежнему заинтересован в том, чтобы заботиться о еврейском населении, оставшемся в России.
По словам Сары Файнберг, директора исследовательской программы Тель-Авивского университета по изучению роли России и Китая на Ближнем Востоке, хотя антисемитизм в России не нов, новый антагонизм Путина по отношению к Израилю вызывает беспокойство. «Раньше мы думали, что в России есть антисемиты, но есть проеврейский президент», — считает она. «Теперь все изменилось».