Лонгриды

NYT: Российские атаки разрушают заводы и быт в украинских селах

донецкая область
Рабочие сделали перерыв в расчистке завалов на тепловой электростанции в Курахово / Фото NYT

«Его огромные дымовые трубы когда-то выпускали облака пара. В гигантских машинных залах круглосуточно крутились турбины. В печах сжигали вагоны угля. В советское время Кураховская теплоэлектростанция дала начало городу на востоке Украины, стимулируя местную экономику, обеспечивая общину заработной платой и теплом для домов», — так начинает свой репортаж The New York Times.

«Наша станция — это сердце нашего города», — сказала Галина Любченко, пенсионерка, муж которой всю жизнь проработал на соседних угольных шахтах, питавших станцию.

Сейчас это сердце еле бьется, частично разрушенное артиллерией. Завод является одним из последних, до сих пор работающих на Донбассе, некогда центре тяжелой промышленности страны, а теперь — очаге российских наземных наступательных операций, которые разрушают города вдоль линии фронта.

Война на востоке Украины убила десятки тысяч людей, превратила города в руины и заставила миллионы людей покинуть свои дома. Она также почти разрушила фабрики и заводы, которые годами были важным двигателем украинской экономики.

С разрушением в этом году крупного завода по производству коксующегося угля, который сжигается для переработки железной руды в сталь в доменных печах, металлургическая промышленность Донбасса теперь полностью разрушена. Другие отрасли промышленности — такие как производство химикатов, машиностроение и удобрений — подверглись значительной деградации.

Эти предприятия когда-то определяли идентичность региона, а их упадок в постсоветский период создал почву для использования Россией экономического недовольства шахтеров и заводских рабочих на востоке Украины.

В 2013 году, за год до начала военной интервенции России на востоке, шахты и заводы Донбасса заработали 28 миллиардов долларов, что составляло 15 процентов экономического производства страны.

Но через два года после полномасштабного вторжения России в Украину заводы, которые Россия обещала возродить в регионе, лежат в руинах. Девять из 15 металлургических заводов страны разрушены или закрыты по российским позициям, согласно данным отраслевой группы Федерации работодателей Украины. «Для страны очень больно потерять все это», — сказал Дмитрий Олейник, директор группы.

Угольные шахты, металлургические и химические заводы региона также играли стратегическую роль в войне, продолжая городские бои на месяцы, поскольку украинские войска использовали их как крепости; в трех известных случаях они служили последними укреплениями обороны, когда города были захвачены русскими.

В юго-восточном Мариуполе в начале войны, в 2022 году, украинцы оказали свое последнее сопротивление на территории металлургического комбината «Азовсталь» и удерживали его более двух месяцев. Противостояние закончилось, когда у окруженных украинских солдат закончились боеприпасы; более 2 500 солдат сдались в плен.

Украинские войска так же воевали среди труб и машин на гигантском аммиачном заводе в Северодонецке перед тем, как этот город пал летом 2022 года.

Переломным моментом для промышленности Донбасса стало разрушение Авдеевского коксохимического завода, крупнейшего в Европе. С лабиринтами тоннелей, многочисленными бомбоубежищами, подземными источниками воды и электроэнергии, завод стал бастионом для украинских солдат, которые удерживали последнюю северную окраину города, пока не отступили в феврале.

Курахово, расположенное примерно в шести милях от линии фронта, является последним моногородом, где завод стал главной мишенью российской артиллерии. Во время недавнего визита не было никаких признаков того, что украинские войска заняли позиции на заводе, но российские войска атаковали его в последние месяцы вместе с другими электростанциями, пытаясь вывести из строя энергосистему Украины.

По словам директора завода Анатолия Боричевского, в этом году завод 48 раз подвергался артиллерийскому и ракетному обстрелу. Рабочие пытаются сварить разорванные трубы и заклеить окна фанерой. Но с приближением линии фронта ремонт начинает казаться бесполезным.

«Как только из труб идет дым, по нам снова бьют», — говорит Боричевский.

Донбасс — или Донецкий бассейн — назван в честь богатого подземного угольного бассейна, который вызвал промышленный бум 19-го века, продолжавшийся и в советский период.

Валлийский инвестор Джон Хьюз основал областной центр, который сейчас называется Донецк, но изначально назывался Город Хьюза, или Юзовка.

В городах, возникших вокруг шахт и заводов, рабочие-мигранты из Западной Украины, России и других частей Московской империи перешли на русский язык как лингва франка, в то время как окружающие села продолжали разговаривать на украинском. Россия оправдывала свое полномасштабное вторжение два года назад частично тем, что бездоказательно утверждала, что Украина репрессирует русскоязычных в восточных городах.

В постсоветский период Россия использовала пропаганду, чтобы разжечь негодование против Киева из-за закрытия заводов и падения зарплат в этом ржавом регионе, обвиняя украинское правительство в экономических проблемах. Призывая восточных украинцев к восстанию и присоединению к России, Россия обещала возродить промышленность региона — несмотря на то, что российские моногорода страдают от социальных и экономических проблем, подобных украинским.

«Сейчас, независимо от того, кто контролирует территорию, невозможно представить, что эта отрасль будет восстановлена», — сказал Павел Казарин, автор книги о российском вмешательстве в Украину «Дикий Запад Восточной Европы».

«Нет никаких оснований возрождать ее из пепла», — сказал он. О заводах он добавил: «До того, как они были разрушены, они были устаревшими».

Авдеевка, как и Курахово, была моногородом. Над городом регулярно поднималось пушистое белое облако, когда партия коксующегося угля охлаждалась после переработки, и его было видно любому, кто приближался к городу из-за раскидистых фермерских полей вокруг.

50-летняя Татьяна Никонова, работавшая на заводе с 1993 года, разносила почту между удаленными офисами и цехами. Пересекать территорию завода означало проходить несколько миль ежедневно через пар и угольную пыль, что свидетельствовало об огромных масштабах завода. Как и другие заводы в регионе, он был примером советского принципа промышленного дизайна — гигантизма.

В боях за Авдеевку завод стал мишенью для сброшенных с воздуха планерных бомб — нового оружия в арсенале России. Они серьезно повредили оборудование. Гибель завода завершила уничтожение металлургической промышленности на востоке Украины после разрушения мариупольских металлургических комбинатов два года назад. Шесть украинских металлургических заводов, которые до сих пор работают, находятся за пределами Донбасса.

Экономисты отмечают, что для экономики Украины в целом эта потеря не является полной катастрофой. Шахты продолжали работать благодаря субсидиям, чтобы обеспечить рабочие места. По словам Сергея Фурсы, заместителя директора инвестиционной компании Dragon Capital в Киеве, российская армия «повела себя как Маргарет Тэтчер в Британии 30 лет назад», закрыв субсидированную угольную промышленность.

«Большинство этих заводов были убыточными», — сказал он. «Россия — простите за цинизм — помогла Украине закрыть их».

За последнее десятилетие сельское хозяйство и аутсорсинг информационных технологий стали наиболее перспективными отраслями для Украины.

Металлургические заводы приносили прибыль. Например, комбинат «Азовсталь» до войны был крупным экспортером, который генерировал около 4 процентов всех валютных поступлений в Украину. Разрушение ухудшило торговый дефицит Украины.

Однако, по словам господина Фурсы, это был неэффективный завод, добавленная стоимость которого к производству железной руды и коксующегося угля была незначительной.

В Курахово на электростанции до сих пор работает около 600 человек, что дает последним жителям города основания оставаться на своих местах даже тогда, когда российские войска продвигаются через села на восток. По словам городского головы Романа Падуна, из довоенного населения, которое составляло около 21 000 человек, осталось около 4 000 жителей. По его словам, с момента вторжения в результате артиллерийских ударов в городе и окрестных селах погибло 63 гражданских лица, еще 268 получили ранения.

На заводе российская артиллерия уничтожила оборудование, линии электропередач и резервуары для охлаждающей воды и топлива. Вода капала из разорванных труб. Оборванные линии электропередач переброшены через дороги. Если российские войска захватят завод, сказал господин Боричевский, директор, вряд ли они будут его ремонтировать.

Дмитрий Пащенко, мастер на заводе, который проработал там большую часть своей карьеры, сказал, что тяжелая промышленность поддерживала общины на востоке Украины в течение многих лет.

«Без промышленности, — сказал он, — Донбасс умрет».


Теги:

Если вы заметили орфографическую ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Актуальное видео
ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling