Омбудсмен Дмитрий Лубинец назвал положения предложенного ранее правительством законопроекта о мобилизации, которые, по его мнению, нарушают Конституцию, международные обязательства Украины и права людей: они касаются дополнительных полномочий ТЦК и прав людей с инвалидностью третьей группы.
Об этом Лубинец рассказал в интервью NV.
«На мой взгляд, прямые нарушения Конституции касаются того, что в предложенной редакции законопроекта добавляются дополнительные полномочия ТЦК. Я напрямую показал, что ТЦК — это военные подразделения.
Согласно нашей Конституции, военные подразделения не могут участвовать в ограничении прав граждан Украины, даже если юридически у нас введен военный статус. Это прямая норма нашей Конституции. Я, например, не понял: если у нас все видят проблемы по деятельности именно ТЦК, то почему мы добавляем им полномочия, чтобы они проверяли документы? У нас есть органы, которые проверяют документы граждан Украины, — это Национальная полиция в первую очередь, Государственная пограничная служба, Национальная гвардия. Но точно не военные», — сказал Лубинец.
Второе предостережение Лубинца касалось того, что руководитель ТЦК своим решением может влиять на то, будет ли гражданин Украины распоряжаться своим имуществом в полном объеме или нет.
По мнению омбудсмена, это нонсенс, когда военный принимает решение, что кто-то не может продать свою квартиру. «Для этого, опять же, есть соответствующие органы исполнительной власти. Прописывайте это, если вы через эту призму хотите увеличить поток мобилизованных в Украине», — добавил Лубинец.
Третье предостережение было относительно лиц с инвалидностью третьей группы (которых законопроект предлагает привлекать в армию).
«У нас есть отдельная конвенция ООН, которая ратифицирована, у нас есть отдельное законодательство, которое ратифицировано. Объяснение, которое я слышал на заседании комитета, что у нас очень много граждан Украины воспользовались незаконным правом и где-то через коррупционную составляющую получили справку о том, что они инвалиды третьей группы.
На самом деле они не имеют права этим заниматься. Я сказал, это же вопрос не к законодательству. И вы же это не решите на уровне закона. Вам это надо решать другим способом. Но вы не можете просто взять и нарушить наши международные обязательства. Опять же, я надеюсь, что все предостережения и замечания, которые я официально высказал, направил в профильный комитет, будут учтены. Жду окончательную редакцию.
Все мы понимаем, что если есть запрос от высшего военного руководства на то, что нам надо это делать, то общество должно это поддерживать. Мы же поддерживаем свою армию, мы поддерживаем свое государство. Мы хотим выстоять. Итак, мы все должны понимать, что это касается абсолютно нас всех. С другой стороны, это надо делать исключительно законным способом», — сказал он.