Стремление Кишинева стать членом Евросоюза не нравится Москве. Поэтому она всеми способами пытается оставить Молдову в сфере своего влияния. Для этого РФ, которая застряла на поле боя в Украине и не имеет общих границ с Молдовой, привлекает другие инструменты. В частности, действует с помощью молдавского олигарха-беглеца Илана Шора и его ставленницы — главы Гагаузской автономии Евгении Гуцул.
Об этом сообщает RFI.
«Полтора года назад CNN опубликовал секретный план (РФ) дестабилизации в республике Молдова. Они рассчитывают подобрать Молдову под себя, используя soft power (мягкую силу), а не военную операцию. И говорили именно о сепаратизме, регионализации и использовании местных элит, местных лидеров общественных мнений. Именно это сейчас реализуется на практике», — отмечает молдавский эксперт в сфере безопасности Андрей Курерару.
21 апреля беглый Шор объявил в Москве о создании предвыборного блока под названием «Победа». В него вошли запрещенные и оппозиционные партии «Шор», «Возрождение», «Шанс», «Альтернатива и сила спасения Молдовы» и «Виктория». На мероприятии в московском отеле беглый олигарх заявил, что предлагает «новый путь» для Молдовы и назвал идею ЕС фантомом, который потеряет молдаван.
Во время московской встречи Гуцул заявила, что жителей Гагаузии пытаются «переформатировать под новый культурный код».
«Они потеряли свою идентичность и стали больше русскоязычными, чем гагаузами… Гагаузия сейчас является форпостом России в Молдове», — отмечает Андрей Курерару.
Гагаузская автономия расположена на юге Молдовы вблизи украинской границы и составляет лишь 5% от общей территории страны. Более 80% ее населения составляют гагаузы — немногочисленный народ тюркского происхождения, который исповедует православие. 30 лет назад этот край вошел в Молдову на правах автономии, хотя в составе Молдавской ССР ее не имел. Предоставлению автономии Гагаузии способствовала Турция. Так гагаузы получили инструмент для сохранения и развития своего языка, культуры и традиций. Вот только воспользовались им в других целях. В результате, гагаузский язык приходит в упадок, зато господствующую роль в Гагаузии занимает русский.